Родителям
Консультация «Влияние природы на здоровье ребенка и безопасность при общении с ней»
Влияние природы на здоровье ребенка и безопасность
при общении с ней.
Александрович Н.А., заместитель
заведующего по основной деятельности
Мир, окружающий ребёнка, это - мир природы. Необходимо помочь ребёнку узнать прекрасный и таинственный мир природы, подружиться с ней, познакомиться с её особенностями, солнцем, воздухом, водой.
Неживая природа – это комплекс факторов, определяющих закаливание детского организма. Даже если не заниматься закаливанием планомерно, в системе, солнце, воздух, вода, земля оказывают своё влияние на здоровье ребёнка.
Бегая босиком по дорожке, дети массажируют стопы ног, тем самым осуществляя профилактику плоскостопия, активизируя точки, оказывающие влияние на работу многих внутренних органов. Организуя пребывание под солнышком летом, мы способствуем выработке в организме витамина D, который так необходим детскому организму. Купание в открытых водоёмах укрепляет мышцы ребёнка, делает его более выносливым, предупреждает частые простудные заболевания, оказывает лечебное воздействие на опорно-двигательную систему. Возможность подышать чистым воздухом соснового леса, морского побережья поможет оздоровить дыхательную систему ребёнка, а воздух богатый кислородом – залог нормального функционирования сердечно-сосудистой системы.
Рассматривая вопросы влияния природы на здоровье детей, нельзя не отметить богатство лекарственных средств, которые дарит нам природа: лекарственные растения, морская соль, лечебная глина, грязи, минеральная вода и многое другое.
Однако нельзя бездумно окунуться в мир природы. Во всём нужно знать меру. Чтобы лечебные, оздоровительные свойства природы не обернулись бы против вас и вашего ребёнка.
Поведение маленького ребёнка в природе подчас бывает сложным и противоречивым: имея самые добрые намерения, дети иногда совершают отрицательные поступки. Познавая окружающий мир, могут сорвать ядовитые растения попробовать их на вкус, взять в руки и сильно сжать
какое-нибудь насекомое, маленькое животное, а это может привести к травме животного, так и малыша. Поэтому мы должны не только дать детям знания о природе, воспитывать бережное отношение к ней, но и учить ориентироваться в окружающей природной среде – в нашем общем Доме – и обеспечивать своё безопасное проживание с разными соседями – животными и растениями.
В вопросе безопасного общения ребёнка с природой можно выделить ряд разделов.
1.Ухудшение экологической ситуации.
Ухудшение экологической ситуации представляет определённую угрозу здоровью человека. Необходимо объяснить детям, что выполнение привычных требований взрослых (не пей некипячёную воду, мой фрукты и овощи, мой руки перед едой) в наши дни может уберечь от болезней, а иногда и спасти жизнь. Необходимо рассказать детям о том, что небезопасны для здоровья стали также такие традиционно чистые источники питьевой воды, как колодцы, проточные водоёмы, реки, поэтому не следует пить воду где бы то ни было без предварительной её обработки (отстаивание, кипячение, фильтрация).
2.Катастрофы природного характера.
К катастрофам природного характера относят землетрясения, наводнения, ураганы, смерчи, извержение вулканов и т.д. Несмотря на то, что наша местность не является типичной для таких катастроф, дети должны знать, как обезопасить себя от этих явлений, как вести себя, если окажешься в зоне действия какой-либо катастрофы.
3.Природные явления
Дети должны получить знания не только о разнообразных природных явлениях: дождь, снегопад, гроза и т.д., но и знать, что существуют определённые правила, выполнение которых поможет им сохранить своё здоровье и жизнь. Это такие положения, как:
- нельзя мочить ноги в луже;
- не гуляй в промокшей одежде;
- нельзя сбивать сосульки с крыши;
- опасно стоять под сосульками;
- осторожно ходи во время гололёда;
- нельзя ходить на лёд открытого водоёма;
- во время грозы нельзя пользоваться мобильным телефоном, прятаться под высокие отдельно стоящие деревья;
- находиться на солнышке нужно только в головном уборе;
4.Ядовитые растения.
Задача педагога научить детей ответственному и бережному отношению к природе (не разорять муравейники, кормить птиц зимой, не трогать птичьи гнёзда, не ломать ветки), при этом объясняя, что не следует забывать и об опасностях, связанных с некоторыми растениями или возникающих при контактах с животными.
Детям необходимо дать знания о ядовитых растениях, которые растут в лесу, на полях и лугах, вдоль дорог, на пустырях. Для ознакомления с этими растениями можно использовать картинки. Другие наглядные материалы. Детям следует объяснить, что надо быть осторожными и отучиться от вредной привычки пробовать всё подряд (ягоды, травинки), так как в результате ухудшающейся экологической обстановки, например кислотных дождей, опасным может оказаться даже неядовитое растение.
Дети должны узнать, что существуют ядовитые грибы, и научиться отличать их от съедобных.
Следует объяснить им, что никакие грибы нельзя брать в рот или пробовать в сыром виде. Даже со съедобными грибами в последние годы происходят изменения, делающие их непригодными для еды. Особой осторожности требуют консервированные грибы, которые детям дошкольного возраста лучше вообще не употреблять в пищу.
Для закрепления этих правил полезно использовать настольные игры-классификации, игры с мячом в «съедобное -несъедобное», соответствующий наглядный материал, а в летний сезон – прогулки в лес, на природу.
5.Контакты с животными.
Необходимо объяснить детям, что можно и чего нельзя делать при контактах с животными. Например, можно кормить бездомных собак и кошек, но нельзя их трогать и брать на руки. Можно погладить и приласкать домашних котёнка или собаку, играть с ними, но при этом учитывать, что каждое животное обладает своим характером, поэтому даже игры с животными могут привести к травмам, царапинам и укусам.
Особенно осторожным должно быть поведение городских детей, которые впервые оказались в сельской местности. Им надо объяснить, что любые животные с детёнышами или птицы с птенцами часто ведут себя агрессивно и могут напугать или травмировать. И, конечно же, дети должны усвоить, что нельзя дразнить и мучить животных.
Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим традиционные формы обучения, принятые в дошкольных образовательных учреждениях, могут использоваться лишь частично и больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определённого навыка поведения, опыта. Ведь всё, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.
Литература:
1.Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. – СПб.: Детство-Пресс, 2012. – 224 с.
2. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. «Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб: Детство-Пресс, 2008. – 264 с.
3. Маневцова Л.М. Мир природы и ребенок. – СПб: Детство-Пресс, 2011. – 180 с.
4. Новицкая В.А., Римашевская Л.С., Хромцева Т.Г. Правила поведения в природе для дошкольников. – М.: Академия, 2011. – 245 с.
Консультация "Игры экологического содержания"
Игры экологического содержания
Подготовила:
воспитатель дошкольного образования
Котковская М.И.
Мир природы удивителен и прекрасен. Однако, далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев. Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Дошкольное детство - период, в котором формируются базисные нравственные ориентиры, в том числе экологическая культура. В дошкольном возрасте складывается начальное представление окружающего мира: ребенок получает первое эмоциональное впечатление о природе, закладываются основы понимания закономерных связей: природа – человек. Для того, чтобы поведение человека было экологически грамотным и осмысленным, ему необходимо ещё в детстве овладеть определенным набором знаний и навыков поведения в природе.
В связи с этим, игры экологического содержания помогут сформировать представления детей о взаимодействии человека и природы, деятельности людей в природе, взаимосвязях, существующих в природе, поспособствуют воспитанию эмоционально-ценностного отношения к природе, выработке навыков культуры поведения в окружающей природной среде. Самые первые игры по экологическому воспитанию с ребенком проводят родители, порой сами того не подозревая. Прогулки на природе – в лесу, парке, на озере часто сопровождаются осмотром окружающих деревьев, цветов, насекомых, словом, всего того, что заинтересовало ребенка в данный момент. Главное, чтобы вы сами любили окружающий мир, могли донести своему малышу эту любовь.
Предлагаем Вам различные виды игр экологической направленности, которые Вы сможете использовать для развития и воспитания своих детей дома, на даче, на прогулках, в лесу, в транспорте, на пикнике, на пляже…
«Что было бы, если из леса исчезли…». Родитель предлагает ребенку убрать из леса насекомых и подумать что произойдет: Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы? Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.
«Береги природу». Родитель предлагает из нашего мира убрать что либо, например, солнце, облака, реки, леса и так далее, а ребёнок должен рассказать (можно с Вашей помощью), что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет названного объекта.
«Вглядись, расскажи, нарисуй». Ребенок совместно с родителем выбирает объект, который они могут наблюдать ежедневно. Каждый день ребенок наблюдает за выбранным деревом или кустом, замечая любые изменения, которые произошли непосредственно с объектом или рядом с ним (муравейник, паутина, гнездо). Эти наблюдения предлагается зарисовывать в альбоме. Важно, чтобы ребенок не просто фиксировал увиденное, но и выражал свои эмоции по отношению к наблюдаемому объекту.
«Скорая помощь» (экологическая игра на природе). Осмотреть с ребенком «пациентов» — деревья и кустарники, заметить изувеченные ветки и оказать необходимую помощь.
«Прятки с деревом». Нужно найти дерево, которое больше всего понравилось, пусть ребенок запомнит его по запаху, потрогает кору. Затем малыша нужно отвести в сторону, завязать ему глаза и подвести к другому дереву. Пусть он найдет несоответствие и объяснит его.
«Четвёртый лишний». Вы называете объекты природы, ребёнку нужно найти лишний объект и обосновать свой выбор: волк, заяц, ёж, муха; синичка, снегирь, змея, воробей; бабочка, стрекоза, енот, пчела; пчела, стрекоза, енот, пчела; трекоза, кузнечик, пчела, божья коровка; лягушка, комар, жук, бабочка;щука, сорока, кит, дельфин; курица, лиса, собака, кошка.
«Земля, вода, воздух». Родитель бросает мяч ребёнку и называет объект природы, например, «срока». Ребёнок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. В ответ на слово «дельфин» - ребёнок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и так далее. Возможен и другой вариант игры: родитель называет слово «воздух». Ребёнок, поймавший мяч, должен назвать птицу. В ответ на слово «земля» - животное, обитающее на земле: на слово «вода» - обитателя рек, морей, озёр и океанов.
«Вершки-корешки». Вы называете овощи, ребёнок делает движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, он поднимает рук вверх. Если овощ растёт на земле – руки опускает вниз.
В семье можно широко использовать дидактические игры природоведческого содержания. В каждом доме найдутся настольно-печатные игры, например: «Лото цветов», «Чьи ушки?», «Дикие, домашние животные », «Зоопарк» и другие. Время от времени на досуге играйте с детьми в эти игры. Это поможет ребёнку запомнить названия растений и животных. Кроме того рассматривая карточки лото, вместе вспомните, где вы видели такие растения, где встречали таких животных: поговорите об их особенностях и образе жизни, среде обитания, повадках. Организуя различные игры, помните, что ребёнок будет активен и получит удовольствие лишь в том случае, если игра ему интересна, основана на знакомых вещах.
Источники:
- Казаручик, Г.Н. Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников /Г.Н. Казаручик. –Москва: Дошкольная педагогика, 2008.
- Варивода, В.С. Экологическое воспитание дошкольников/В.С.Варивода.-Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер»,2009
- Федотова А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2014. – 112с.
Консультация «Семейное воспитание - первая ступень патриотического воспитания дошкольника»
Консультация для родителей
«Семья - первая ступень патриотического воспитания дошкольников»
Подготовила:
Александрович Н.А.,
заместитель заведующего
по основной деятельности
В гражданско-патриотическом воспитании ребёнка огромную роль играет семья. Высказывание Ф. Бекона «Любовь к Родине начинается с семьи» как нельзя лучше характеризует семью, ее важнейшую функцию – воспитание и развитие детей.
Семья является ячейкой общества, в семье происходит социализация подрастающего поколения. Жизнь каждой семьи – это часть жизни страны. Первые уроки гражданственности дети получают в семье. Уважение в семье и детском саду достоинства ребёнка, отказ от командных форм общения с ним – важные условия воспитания гражданственности.
«А что такое гражданин? Отечества достойный сын!» — писал великий поэт Николай Алексеевич Некрасов. Гражданин – это личность, нравственно свободная.
Гражданственность, патриотизм – это чувства неразрывной связи с Родиной, сознание ответственности за её безопасность и процветание. Воспитать гражданина и патриота – это значит подготовить растущего человека к участию в решении текущих и перспективных задач нашего государства, к управлению его делами, подготовить защитника страны. С чего же начинается патриотическое воспитание в семье? Да со слов ребёнка "Мама, а что здесь было раньше?" В этот момент начинается процесс воспитания знание истории, в том числе знание своей малой родины. Изучать с детьми места, где ты живёшь, любить бродить по знакомым улицам, знать, чем они славятся - задача, которая вполне по плечу любой семье. Каждая прогулка может стать средством формирования возвышенных чувств. История обладает особым очарованием для ребёнка, потому что она заставляет прорости корнями в ту землю, ради которой жертвовали жизнью его предки. Рассказывая и показывая детям семейные реликвии, знакомя с семейными традициями - в эти минуты и часы дети чувствуют себя единым целым, неотъемлемым от всей семьи. Взаимоотношения в семье влияют на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Ребёнок видит, как строятся отношения между родителями и более старшим поколением — бабушек, дедушек. Он непроизвольно принимает эти установки. Неуважение к пожилым людям со стороны родителей пагубно повлияет на формирование его нравственных ценностей и непременно скажется на его отношении к своему Отечеству. «Лучшее средство привить детям любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов», — писал французский философ Шарль Монтескье. Любовь к Родине начинается с любви к отцу, маме, бабушке, деду, сестре, брату и другим близким людям. Ценности, признанные в семье и усваиваемые ребенком с первых лет, имеют огромное значение для человека в любом возрасте. Только родители и старшие члены семьи на личном примере могут научить ребенка любить своих близких и уметь заботиться о них, привить трудолюбие, развить активную жизненную позицию, лидерские качества, способность брать ответственность на себя, сопереживать и сочувствовать, проявлять при необходимости настойчивость и твердость. Если в семье ребенок не научится с пониманием и любовью относиться к близким, а привыкнет следовать только своим прихотям и желаниям, если он с детства привыкнет только брать, но не научится отдавать, то в этом случае и речи не будет о формировании гражданства или патриотизма.
Главное в воспитании юного гражданина — достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. А для этого необходимо находить время для общения. В наше время, когда поток информации, получаемой ребёнком извне, трудно проконтролировать, приобретает наибольшее значение родительский авторитет, поэтому главным фактором успешного воспитания гражданина и патриота в семье является гражданское поведение, нравственная чистота, дела и поступки взрослых, которые окружают ребёнка. В помощь семье при воспитании гражданина приходит детский сад. Именно здесь начинаются первые шаги в познании и участии ребенка в общественной жизни страны. Именно детский сад изначально берёт на себя функции по формированию понимания ребёнком справедливости, а также дает возможность оценить гражданские поступки отдельных людей.
Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание подразумевает развитие высоких нравственных и моральных ценностей. Гражданин – это человек, который сочетает в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, человек, который уважает права и свободы, традиции и культуру других людей, других народов, который проявляет национальную и религиозную терпимость. Поэтому кропотливые усилия родителей, а также педагогов и всего общества в воспитании ребенка, в целом обязательно приведут к формированию благородной личности, которая до самого конца будет осознавать свою причастность к судьбе Отечества. Спустя двадцать лет сегодняшние дети вырастут и станут руководителями производства и страны. От того, как они будут воспитаны, зависит – какой будет наша страна, родина. Поэтому сегодня мы должны воспитать патриотов, Граждан Беларуси с большой буквы!
Источники:
- Кодекс Республики Беларусь об образовании: 13 января 2011 г. № 243-З : – принят Палатой представителей 2 декабря 2010 г.: одобр. Советом Респ. 22 декабря 2010 г. – Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2011.
- Василевич, Г.А. Я – гражданин Республики Беларусь: пособие для учащихся учреждений общего среднего образования // Г.А. Василевич, В.А. Мельник, В.В. Буткевич, Н.Г. Ванина, О.В. Ванина, Н.Н. Янушевич . – Минск РУП «Издательство “Адукацыя і выхаванне”», 2019.
3. Воронецкая Л.Н. Пролыгина Н.В. Маленькие патриоты большой страны. Организация работы по патриотическому воспитанию детей от 3 до 5 лет. В 2 частях.