Проектная деятельность
Образовательный проект "Безопасный город"
ИНФОРМАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА
Название проекта: Безопасный город.
Автор: Выростка Иоланта Олеговна, воспитатель высшей квалификационной категории ГУО «Детский сад № 38 г. Лиды».
Тип проекта: Информационно-практико-ориентированный
Временные рамки реализации проекта: 3 месяца
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели группы,родители;
Актуальность проекта:
Данные аналитических материалов УГАИ МВД Республики Беларусь неутешительны, число детей, погибших в ДТП, значительно растёт, имеет тенденцию к ухудшению, что связано с резким ростом количества автомобилей на дорогах, увеличения скорости транспортного потока.
Основными причинами ДТП с участием детей дошкольного возраста в основном связано с их возрастными и психофизиологическими особенностями такими как, неспособность правильно оценить ситуацию, потребность в движении, которая преобладает над осторожностью, переоценка своих возможностей, специфические реакции на приближающийся транспорт. Часто это связано и с несоблюдением правил дорожного движения, их незнанием. Предоставленные самим себе, дети мало считаются с реальными опасностями на дороге, так как недооценивают собственные возможности, считая себя ловкими и быстрыми. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке.
Учитывая актуальность проблемы обучения дошкольников безопасности в дорожном движении необходимо сформировать у них систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении. А для этого необходимо, чтобы родители, дошкольные учреждения образования принимали в этом активное участие. Учитывая возраст детей – дошкольников, следует обучать их правилам безопасного поведения на дорогах через дидактические игры и упражнения, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры на специально организованных площадках по ПДД и с помощью других форм и методов работы.
Цель проекта:
Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков осознанного безопасного поведения на улицах города.
Задачи проекта:
- Формировать у детей дошкольного возраста конкретные правила дорожного движения и практические навыки поведения в условиях игрового пространства;
- Совершенствовать умение у воспитанников применять полученные знания в играх и повседневной жизни.
- Воспитывать у детей ответственность за личную безопасность, бережное отношение к собственному здоровью.
- Расширить педагогическую грамотность родителей по вопросам безопасного поведения детей на дорогах.
Ппредполагаемый результат проекта:
- У детей сформированы интерес к проблеме собственной безопасности, понимание того, что может быть опасным в общении с другими людьми, предметами, природой;
- Они проявляют умение правильно вести себя в различных опасных ситуациях на улице, когда остаются одни;
- Проявляют способность ориентироваться на нормы и правила в жизни общества;
- Принимают активное участие в общественно-значимых мероприятиях.
Этапы реализации проекта
1 этап - подготовительный
Задачи:
- Разработать план мероприятий по реализации данного проекта.
- Подбор необходимых материалов и оборудования для реализации проекта.
- Заинтересовать детей и родителей тематикой проекта.
Формы и методы:
Постановка проблемы перед детьми «Для чего необходимо знать правила дорожного движения?»
Подобрать наглядно-дидактический материал, художественную литературу, соответствующую теме проекта.
Изготовление пособий, дидактических игр.
Подборка материалов для консультаций, рекомендаций.
Подбор материала для разработки модуля «Правила дорожного движения».
Собрать коллекция дорожных знаков и машин.
2 этап - практический
Задачи:
- Расширить и систематизировать представления детей о правилах дорожного движения.
- Развивать потребность в познании и интереса к социальной действительности, стремление и навыки активного участия в мероприятиях данного проекта;
- Воспитывать желания работать в коллективе.
Формы и методы:
1.Занятия: «Знаки дорожные», «По дороге в детский сад», «Пешеход переходит улицу»
- Художественное творчество, рисование «Веселый светофор», аппликация «Светофор»
- Чтение художественной литературы: С. Михалков «Дядя Степа – милиционер»,
С. Маршак «Светофор», Б. Житков «Что я видел», С. Михалков «Моя улица», Н. Носов «Автомобиль»
- Беседы: « Как вести себя на дороге», «Знаешь ли ты правила дорожного движения», «Осторожно, дорога!» ,«Обязанности пешехода», «Сигналы регулировщика», «Правила поведения в общественном транспорте».
- Целевые прогулки и экскурсии по улицам города («Работа светофора» «Устройство проезжей части»), наблюдения за действиями пешеходов в условиях улицы, разбор ситуаций («Как правильно перейти через дорогу?», «Какие знаки помогают пешеходу в пути?»).
- Игровая деятельность: дидактические («Так или не так», «Опасно - безопасно», «Угадай знак», «Это я, это я, это все мои друзья!», «Дорожный знак знаешь – загадку отгадаешь», «Собери знак»), сюжетно-ролевые (« Путешествие по городу», «Пешеход переходит улицу»), подвижные игры («Цветные автомобили», «Мы шоферы», « Красный, желтый, зеленый»).
- Отгадывание загадок о дорожных знаках, о транспорте.
- Рассматривание плакатов по ПДД («Дорожная безопасность», «Дорожные знаки», «Специализированный транспорт»), иллюстраций в книгах.
- Проведение мероприятий по модулю «Правила дорожного движения»:обыгрывание дидактических и подвижных игр по ПДД, решение игровых ситуаций.
Работа с родителями:
- Помощь в пополнении атрибутов к сюжетно – ролевым играм «Дорожное движение», «Город – транспорт» по Правилам дорожного движения
- «Памятка по правилам дорожного движения»;
- Папки-передвижки «Правила дорожного движения»;
- Консультация «Родитель-пример поведения на улице и дороге».
3 этап – заключительный
Задачи:
- Оценка эффективности реализации проекта, выявление динамики в развитии детей.
- Определение перспектив дальнейшей работы.
Формы и методы:
- Анкетирование родителей как субъектов образовательной деятельности.
- Участие в развлечении «Но опасном перекрестке»».
- Мультимедийная презентация о проделанной работе в рамках реализации проекта.
- Оформление фотовыставки «Веселый светофор»
- Оформление выставки поделок «Правила дорожные детям знать положено!».
Образовательный проект " Зеленый огонек"
ИНФОРМАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА
Название проекта: Зеленый огонек.
Автор: Выростка Иоланта Олеговна, воспитатель высшей квалификационной категории ГУО «Детский сад № 38 г. Лиды».
Тип проекта: Информационно-практико-ориентированный
Временные рамки реализации проекта: 1 месяц
Участники проекта: дети 4 – 5лет, воспитатели группы,родители;
Актуальность проекта:
Несчастные случаи на дороге прочно занимают первое место среди печальной статистики детского травматизма и смертности. Поэтому обеспечение безопасности движения на дорогах становится важной государственной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов – детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьезные трудности и опасности. Им придется жить при несравненно большей интенсивности автомобильного движения. Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Предоставленные самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Их поведение на дороге характеризуется как неосознанное, необдуманное, неадекватное. Поэтому их следует знакомить с источниками опасности, мерами предосторожности и собственными возможностями.
Однако безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль, образ жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице, поэтому главная задача – стимулирование у них самостоятельности и ответственности. Ведь все, чему их учат, они должны уметь применить в реальной жизни, на практике. В связи с этим встает вопрос выбора методов и приемов обучения, делающих этот процесс наиболее эффективным.
Цель проекта:
Создание условий для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах города.
Задачи проекта:
- Формировать представления детей о правилах дорожного движения.
- Развивать потребность в познании и интереса к социальной действительности, стремление и навыки активного участия в мероприятиях данного проекта.
- Воспитывать привычку соблюдать правила безопасной жизнедеятельности.
Ппредполагаемый результат проекта:
- Расширение представления детей о различных видах транспорта, об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.
- Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
- Развитие умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.
- Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный
Задачи:
- Разработать план мероприятий по реализации данного проекта.
- Подбор необходимых материалов и оборудования для реализации проекта.
- Заинтересовать детей и родителей тематикой проекта.
Формы и методы:
- Анкетирование родителей по определению их компетентности в обучении детей правилам дорожного движения по теме: «Осторожно: дорога!».
- Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, соответствующей теме проекта.
- Изготовление пособий, дидактических игр.
- Подборка материалов для консультаций, рекомендаций.
2 этап – практический
Задачи:
- Формировать представления детей о правилах дорожного движения (сигналы светофора, движение по обочинам и тротуарам, переход проезжей части, при ожидании транспорта).
- Развивать умения применять правила безопасного поведения в местах, опасных для жизни и здоровья.
- Воспитывать культуру поведения в транспорте.
Формы и методы:
- Занятия по образовательной области «Ребенок и общество»: «Путешествие в страну дорожных знаков», «В гости к медведю или правила движения от Маши»; по образовательной области «Искусство»: «Дорога, машины, светофор», «Такие разные автомобили».
- Экскурсия «Лидский Центр МЧС».
- Целевые прогулки: «Во дворе», «Экскурсия по улице», «Перекресток».
- Сюжетно ролевые игры: «Автобус», «Дорога».
- Беседы: «Кто такой пешеход?», «Разные виды транспорта», «Что за домик?».
- Ситуативные беседы: «Мяч на дороге», «Светофор наш друг», «На подножке автобуса».
- Обыгрывание игровых ситуаций: «Движение на улице», «Происшествие на дороге», «Как надо переходить через улицу», «На чем люди ездят», «Как зайка катался на велосипеде».
- Подвижные игры: «Автомобили – пешеходы», «Цветные автомобили», «Светофор», «Найди свой домик».
- Дидактические игры: «Проходите, путь открыт»,«Какой огонек зажегся».
- Дидактические упражнения: «Собери знак «Пешеходный переход», «Расставь все по правилам».
- Настольный театр «Друзья Светофора».
- Игра – драматизация «Незнайка на улице».
- Чтение художественной литературы А. Северный «Светофор», В. Кожевников «Светофор», А.Богданович «Пешеходный переход»; загадывание загадок по правилам дорожного движения.
- Изготовление макета светофора: «Волшебные огоньки», поделки из бросового материала «Грузовой автомобиль» (из гречки).
- Моделирование дорожных ситуаций с использованием трехколесных велосипедов, трафаретов разных видов транспорта.
Работа с родителями:
- Памятка «Все начинается с малого».
- Папка-передвижка «Обучение детей правилам дорожного движения».
- Консультация «Правила безопасности при путешествии в автомобиле».
- Беседа по теме: «Начните с себя».
3 этап – заключительный
Задачи:
- Оценка эффективности реализации проекта, выявление динамики в развитии детей.
- Определение перспектив дальнейшей работы.
Формы и методы:
- Участие в развлечении «Как Колобок узнал о правилах дорожного движения».
- Мультимедийная презентация по ПДД «Детям знать положено».
- Выставка семейных рисунков по теме: «Правила дорожные – мои друзья надёжные».