Методическая копилка

Конспект занятия по  образовательной области «Ребёнок и природа» «Посиделки в фитобаре»  для детей старшей группы

Конспект занятия

по  образовательной области «Ребёнок и природа»

«Посиделки в фитобаре»

                                        для детей старшей группы

Автор: Котковская М.И.,

воспитатель

дошкольного образования,

высшей категории

 

Программные задачи:

- Познакомить  детей с видами  оздоровления – фитотерапия, музыкотерапия ароматерапия.

- Пополнить и расширить представления детей о лекарственных травах, их применении.

- Развивать сенсорно - рецептивные процессы (обоняние, вкусовые, зрительные ощущения)

- Вызвать у детей  эмпатию к живому растению.

- Воспитывать внимательное отношение к своему здоровью.

Материал:

- Лекарственные растения (мать-и -мачеха, ромашка, мята, одуванчик, подорожник, малина, липа, шалфей).

- Комнатные растения (герань, хлорофитум, бегония, аспарагус, каланхое, алое).

- Меню, салаты «Фруктовый» и «Овощной», фиточай «Шалфеевый».

- Свеча в подсвечнике, аромалампа, эфирное масло эвкалипта.

- Вазочки с веточками сосны, салфетки.

- Музыкальная  композиция  «Вальс цветов»,  дид. игра  «Полезные и неполезные продукты).

Предварительная работа: Целевая прогулка в фитобар. Рассматривание гербария лекарственных растений. Беседа «Зеленая аптека».Чтение художественной литературы.

Ход занятия

Люди с самого рождения

Жить не могут без движения

Раз, два, три, четыре, пять

Будем прыгать и скакать

Наклонимся в правый бок

Раз, два, три

Наклонимся в левый бок

Раз, два, три

А сейчас поднимем ручки

И дотянемся до тучки.

В. Ребята, почему же люди не могут жить без движения? (Ответы детей)

Что еще необходимо чтобы быть здоровыми? (Ответы детей)

В. Да, вы правильно сказали, всё это помогает нам быть здоровыми.  Я знаю, что есть даже специальные заведения, где человек может укрепить своё здоровье.

Может и вы знаете их? (Ответы детей)

В. Одно из таких заведений открылось у нас в группе, называется оно – фитобар. Вы хотели бы туда пойти? (Ответ детей)

Но для начала, нам необходимо узнать, что же будут продавать в фитобаре?

Я вам сейчас раздам картинки с продуктами питания, а вы должны разделить их на две группы. В одну продукты, которые полезны для нашего здоровья, в другую продукты, которые вредны для нашего здоровья, если их употреблять в большом количестве. (Д.и «Разложи картинки»).

В. Молодцы, вы правильно распределили все продукты питания. Тогда идём в фитобар.

Смотрите как тут красиво, на  витринах  расположены лекарственные растения. Внимательно посмотрите и ответьте, какие из них вам знакомы? ( Ответы детей).

 В.  Много знаете лекарственных растений. Обратите внимание, справа от ромашки на второй полке находится лекарственное растение, которое называется шалфей. (Ребёнок находит и приносит).  Шалфей растёт у многих на дачах, его принимают, когда болит горло. Посмотрите, у меня есть веточка шалфея. (рассматривание ветки шалфея).

Ребята, мы с вами рассмотрели витрины, познакомились с новым лекарственным растением. Теперь давайте присядем и что - нибудь закажем себе в этом фитобаре. (Выходят официанты и выносят меню).

В.  Что мы можем заказать. Смотрите,  тут есть салаты. Под №1, какой салат? (фруктовый), а под №2? (овощной).  Ещё тут есть фиточаи:

- под №1? (липовый)

- под №2?(малиновый)

- под №3? (мятный)

- под №4? (шалфеевый)

В.  Делайте свой выбор, кто какой салат себе закажет. А вот чай давайте закажем из шалфея , так как мы его ещё не пили (дети делают заказ, едят салат).

В.   Ребята, вы знаете загадки об овощах и фруктах, которые были у вас в салатах? (Дети загадывают загадки).

В.  Посмотрите на свои столы, что тут стоит в вазочках? (Сосна)

Почему на столах стоят ветки сосны, а не живые цветы: розы, гвоздики, хризантемы? (Сосна очищает воздух, делает его свежим и чистым).

В.   Верно, а что ещё может очищать наш воздух? (Деревья, цветы).

Обратите внимание, какие красивые цветы в этом баре, подойдём поближе и посмотрим. (Официанты убирают посуду, на один из столов ставят свечу в подсвечнике).

В.  Как вы думаете, почему тут такие красивые комнатные растения? Может, вы знаете,  как они называются? (Дети называют комнатные растения).

            Нет ничего прекраснее цветов,

            Пришедших в палисады и жилища

            Они пришли из глубины веков,

            Чтоб сделать нашу жизнь

            Возвышенней и чище!

В.  Но есть ещё и такие комнатные растения, которые являются лекарственными. Может  вы знаете эти растения? (Алое,  каланхое.  Дети рассказывают, что можно лечить этими растениями).  Что необходимо комнатным растениям, чтобы они были такими красивыми, помогали и приносили людям пользу? ( Свет, вода, воздух, тепло, хороший уход).

Звучит музыкальная композиция «Вальс цветов».

 В.  Скажите, вы слышите музыку? Какая это музыка (спокойная, медленная, нежная, ласковая…).

- Как вы думаете, музыка необходима растениям, она помогает им расти, быть красивыми? (ответы детей).  Конечно, музыка помогает и нужна не только растениям. Она нужна и нам. Когда человек слушает спокойную музыку, его организм отдыхает и  успокаивается. Есть даже такой вид оздоровления - музыкотерапия.  А сейчас, я предлагаю немного отдохнуть и потанцевать. Мальчики, пригласите девочек. (После танца дети садятся за столы, им подают фиточай).

В.  Какой чай вы пили? (чай из шалфея).

Лечение лекарственными травами, укрепление своего организма называется – фитотерапия. Правильное лечение лекарственными травами безвредно и  оно приносит людям выздоровление.

В. Ребята, что появилось на столе? (Свеча. Воспитатель зажигает свечу). Внимательно посмотрите на неё. Что вы чувствуете, глядя на огонь ( Тепло, спокойствие, уют). Проследите глазами за движением огня. (Гимнастика для глаз со свечой).

В. Мы с вами познакомимся ещё с одним видом оздоровления – ароматерапия. Из лекарственных трав изготавливают эфирные масла, все они имеют свой запах – аромат. Для этого используют специальную аромалампу. Она состоит  из двух частей (нижней и верхней). В нижнюю часть лампы помещают свечу. В верхнюю - это чаша для воды, наливают воду и добавляют туда несколько капель эфирного масла, при нагревании всё помещение наполняется  приятным лечебным ароматом. (Дети вдыхают ароматный воздух).

В. Вам понравилось в фитобаре? (Ответы детей) Кому понравился способ оздоровления – ароматерапия останьтесь у свечи. Кому музыкотерапия подойдите к музыкальному центру, фитотерапия -  к цветам.

В. В фитобаре  вы не только отдохнули, но и укрепили своё здоровье.

свернуть

Канспект інтэгрыраванага занятку па адукацыйнай вобласці “Дзіця і грамадства” і “Мастацтва. Канструяванне” на тэму “Беларускія народныя цацкі” ў старэйшай групе.

Канспект інтэгрыраванага занятку па адукацыйнай вобласці “Дзіця і грамадства” і “Мастацтва. Канструяванне”

на тэму “Беларускія народныя цацкі”

ў старэйшай групе.

Аўтар: Шор Е.У., выхавацель

 дашкольнай  адукацыi,

вышэйшай катэгорыi

Праграмны змест:

Фарміраваць уяўленні аб прадметах рукатворнага свету: беларускіх народных цацках , аб гісторыі іх узнікнення, аб беларускіх рамёствах (ткацтва, ганчарства, саломапляценне). Узбагаціць беларускі слоўнік дзяцей назвамі беларускіх народных цацак, пашырыць веды аб матэрыялах з якіх яны зроблены (з ільну, саломы, гліны, тканіны, дрэва). Развіваць уменне групіраваць цацкі на беларускія народныя і сучасныя. Фарміраваць ўменне канструяваць з тканіны беларускую народную цацку (на аснове прамавугольніка) па схеме. Развіваць камунікатыўныя ўменні на беларускай мове.  Выхоўваць цікавасць да народнай творчасці, да беларускай мовы,  жаданне навучыцца размаўляць на ёй.

Абсталяванне: беларускія народныя цацкі, схема вырабу беларускай народнай лялькі, кускі тканіны прамавугольнай формы вялікага і малога памеру, стужкі для перавязкі на кожнае дзіця, ТСН з малюнкамі    беларускіх народных цацак і сучасных.

                                          Ход занятку:

Выхавацель: Заходзьце деткі хутчэй, смялей. Ды мы тут не адны. Госці да нас прыйшлі. Давайце іх прывітаем шчыра.

Дзеці: Добрай раніцы! Прывітанне! Добрага здароўя! Рады вас бачыць! Вітаем вас!

Выхавацель: Дзеці, вы заўважылі на якой мове мы з вамі размаўляем?

Дзеці:  На беларускай мове.

Выхавацель:  Як вы лічыце: мы добра ведаем беларускую мову?

Дзеці:  Не зусім.

Выхавацель: А зараз я праверу,  ці добра вы ведаеце беларускую мову. Я вам буду паказваць цацку, а вы мне будзеце адказваць як яна называецца па-беларуску. (Лялька, мячык, ваўчок, цягнік).  Цяпер я буду называць цацку, а вы павінны знайсці яе ў групе і паказаць (карабель, тэлефон, зайчык).

Выхавацель: Не заўседы цацкі былі такія, як цяпер. Раней не было  розных канструктараў і сучасных лялек, нават не было дзіцячага саду. А дзяцей неабходна было забаўляць. Цацкі рабілі з рознага матэрыялу, які быў пад рукой. Давайце паглядзім, якімі цацкамі гулялі дзеці ў тыя часы і якімі цяпер (прагляд прэзентацыі з дапамогай ТСН).

1 слайд: Вы бачыце хлопчыка з саломы, гэта лялька з мінулага. Зараз лялькі з саломы робяць толькі як сувеніры. Справа сучасная лялька хлопчык з пластмасы.

2 слайд:  Гэта лялька дзяўчынкі. Злева старадаўняя лялька з ільняной тканіны. На ёй нашыта палоска з белым, зялёным і чырвоным колерам. Белы колер сімвал чысціні, чырвоны сімвал жыцця. А зялёны гэта колер раслін.

3 слайд: Гэта лялька  ў беларускім нацыянальным касцюме. Яе касцюм упрыгожаны беларускім арнаментам. Так адзяваліся людзі шмат гадоў таму назад.

  1. слайд: У мінулыя часы рабілі лялек і з нітак. Сучасныя лялькі-дзяўчынкі амаль усе з пластмасы і апранутыя як сучасныя дзяўчынкі.  Лялькі сталі больш прыбраныя. У сучасных лялек адзення і прычосак вялікае мноства.

5 слайд: З саломы рабілі не толькі людзей але і жывёл. Вось конь з саломы злева. А справа сучасная плюшавы  конік- поні. Ён мяккі і набіты  ўнутры ватай.

6 слайд: Таксама раней цацкі рабілі з гліны. У асноўным гэта былі свістулькі ў форме звяроў і птушак. Іх прыгожа размалёўвалі фарбамі. Сучасную  свістульку вы бачыце справа.

(гучыць музыка, заходзіць дзяўчынка Васілінка.)

Васілінка: Добры дзень, хлопчыкі і дзяўчынкі. Я дзяўчынка Васілінка. Мая бабуля жыве у весцы і яна захавала шмат беларускіх народных цацак, з якімі раней гуляліся дзеці. І я хачу паказаць іх вам. А вы мне расскажыце, што гэта за цацкі і з якіх матэрыялаў яны зроблены.  

Выхавацель: Расскажам Васілінцы пра беларускія народныя цацкі?

Дзеці:  Так.

Выхавацель: Сядайце калі ласка, а Васілінка з вамі пагуляе. Яна будзе падыходзіць да кожнага з вас з кошыкам, а вы будзеце браць з кошыка цацку, называць яе і гаварыць з якога матэрыялу яна зроблена.

Дзеці:  Конік (гліняная свістулька, размаляваная фарбамі), заяц (бел. нар. цацка, якая зроблена  знекалькіх матэрыялаў: з саломы, а  галава з дрэва), пеўнік (гліняная свістулька, размаляваная фарбамі, яе гук падобны да гукаў пеўчых птушак), лялька з ільну( майстар туга сціснуў лён у пучок і змазаў клеем, а доўгая спадніца упрыгожана беларускім арнаментам, лялька з нітак, лялька з тканіны, пеўнік з саломы і другія.

Выхавацель: Дзеці скажыце чаму гэтыя цацкі называюцца беларускія народныя?

Дзеці:  Таму што іх рабілі беларускія народныя майстры.

Выхавацель:  Як  называецца майстар, які робіць цацкі з саломы?

Дзеці:  Майстар па саломапляценню.

Выхавацель:  Як называецца майстар, які робіць цацкі з гліны?

Дзеці:  Ганчар.

Выхавацель:  Які майстар, робіць палатно для цацак з тканіны?

Дзеці:  Ткач.

Выхавацель: (паказвае цацку з ільну). Вось гэта цацка зроблена з ільну. А я ведаю цікавую беларускую народную гульню “Лянок” у якую мы зараз пагуляем.

Фізкульт-хвілінка.

Выхавацель:

Станавіцеся ў круг. Васілінка, што нам прасьці дасі? 

Васілінка: Белы лянок.

Дзеці:  А мы сеялі, сеялі лянок.

         Белы, слаўны кужалёк!

         Урадзіўся наш лянок!

         Урадзіўся кужалек!

         Мы лянок і рвалі, выбіралі,

         У снапочкі збіралі,

         Малацілі, абівалі,

         У полі слалі,

         Урадзіўся лянок!

         Белы слауны кужалек

Дзеці падыходзяць да стала з глінянымі цацкамі.

Выхавацель: З гліны рабілі цацкі у выглядзе жывелаў, людзей. Майстар спачатку выбірае гліну, потым лепіць фігурку, сушыць яе, размалеўвае. Дзіця возьме такую цацку і адразу прымае яе  ў сваю гульню. І мы таксама зараз пагуляем.

Выхавацель:  Жыў ды быў певунок,

                       Ён на печы спаць не мог,

                      Вельмі рана уставаў,

                      Меў ён вельмі многа спраў.

Певень:         Разам з сонейкам устаю

                      Песню звонкую пяю,

                      Усе, усе, усе ў хляве ўставайце

          Ды да працы прыступайце.

Кураняты:    Дзякуй, Пеця-певунок,

         Што падняцца дапамог.

Гусачка:       Га-га-га-га-га-га,

        Уставаць нам yciм пара.

        Будзем травачку шчыпаць,

        Дзетак частаваць.

Кароўка:     Мне таксама трэба ў поле

       Хуценька icці,

      Дзеткам нашай гаспадыні

      Малачка нясці.

Парсючок:  Ну чаго ты гарлапаніш?

      Паспаць хочацца яшчэ.

      Есці мне i мaiм дзецям

      Гаспадыня вунь нясе.

Выхавацель: Пеўнік так расхваляваўся

                  І да парсючка падаўся,

                  Пра сяброўства расказаў

                  I параду яму даў.

     Пеўнік: Пра ляноцтва забывай,

      І да працы ўставай,

      Толькі той, хто любіць працу,

      Сябрам нашым можа звацца.

Выхавацель: Вось які цудоўны спектакль, дзеці, атрымаўся. А дапамаглі нам у гэтым… (беларускія народныя  цацкі).

Выхавацель:  Васілінка ведае яшчэ адну цікавую гульню. Нам трэба падзяліцца на 2 каманды (хлопчыкаў і дзяўчынкаў). Слухайце ўважліва заданне : неабходна размеркаваць сучасныя цацкі і беларускія народныя, якія знаходзяцца ў корабе. Хлопчыкі павінны адабраць сучасныя цацкі і пакласці іх на сіні стол, а дзяўчынкі - старажытныя цацкі і пакласці іх у зя на зялёны стол.

Выхавацель: Дзяўчынкі правераць ці правільна выканалі заданне хлопчыкі, а хлопчыкі ў дзяўчынак.

Выхавацель: Дзяўчынкі  назавіце якія сучасныя цацкі адабралі хлопчыкі і чаму? (таму што з гэтымі цацкамі мы гуляемся ў цяперашні час, яны з пластмассы, ў іх сучаснае адзенне і прычоскі). Хлопчыкі,  назавіце якія цацкі адабралі дзяўчынкі і чаму яны старажытныя? (яны з ільну, яны з саломы, яны простыя).

Выхавацель: Беларускія майстры ўмеюць рабіць сваімі рукамі прыгожыя цацкі.  Мы з вамі будзем майстрамі-ўмельцамі і будзем рабіць вось такую беларускую ляльку з тканіны, якая называецца Берагіня.  Завуць яе так, таму что яна аберагала нашых продкаў ад розных няўдач (няўзгод).

Выхавацель: На стале у кожнага з вас два кусочкі тканіны прамавугольнай формы. Адзін вялікі, другі малы. Бярэм вялікі кусочак тканіны і з двух канцоў закручваем да палоскі ў сярэдзіне. Атрымаецца прамавугольнік, які складваем напапалам. Зараз зробім галаву нашай ляльцы. Бярэм і зверху перавязваем на месцы перагіба.  Атрымалася загатоўка лялькі. Далей бярэм маленькі кусок тканіны. З яго мы будзем рабіць рукі. Тканіну скручваем ў трубачку, а па краям таксама перавязваем. Атрымаліся рукі нашай лялькі. Рукі патрэбна замацаваць. Для гэтага ўладкоўваем  іх пад галавой і зноў перавязваем стужкай. У нас атрымалася лялька.

Выхавацель: У вас на сталах знаходзяцца схема, яна дапаможа вам зрабіць ляльку. Васілінка разам з дзецьмі таксама працуе.

Гучыць музыка.  Дзеці пад музыку робяць ляльку.

Выхавацель: Паглядзіце, якія цудоўныя атрымаліся у нас лялькі. Імі нават можна гуляць. Давайце мы іх пакладзем у кошык да Васілінкі, яна іх перадасць бабулі, каб яны аберагалі нашу бабулю ад розных няўзгод.

Выхавацель: Цяпер, хто лічыць, што вельмі добра працаваў на занятку, уважліва слухаў, адказваў на пытанні, стараўся, той падыходзіць да Берагіні і дорыць ей ляльку, якая смяецца. А хто лічыць, што мог бы лепей працаваць, але не ўсе атрымоўвалася, тады дорыць ляльку, якая сумная.   Выхацацель: Васілінка, а ты якую выбярэш ляльку?                            

Васілінка: Дзякуй вам хлопчыкі і дзяўчынкі. Мне вельмі спадабалася ў вас. Я раскажу сваёй бабулі, что вы добра ведаеце,  якія бываюць беларускія народныя цацкі і перадам вашы падарунакі.                                               

Выхавацель: Чаму ты, Алёша, выбраў такую ляльку? А ты, Саша, Кіра.

Выхавацель: Малайцы, вы сёння ўсе пастараліся.

свернуть

Конспект занятия  по образовательной области «Элементарные математические представления» с детьми старшего дошкольного возраста «Математическое королевство»

Конспект занятия  по образовательной области

«Элементарные математические представления»

с детьми старшего дошкольного возраста

«Математическое королевство»

Автор: Выростка И.О.,

 воспитатель дошкольного образования

 высшей квалификационной категории

Программные задачи:

- совершенствовать представления о геометрических фигурах и форме предметов, способах переноса ориентировки в трехмерном пространстве окружающего мира на ориентировку в двухмерном пространстве листа бумаги.

- упражнять в решении задач на сужение поля поиска путём отсечения половины (метод дихотомии ТРИЗ – РТВ технологии)

- развивать умения определять связи и отношения между смежными числами в пределах 10, строить сериационные ряды по 3 признакам,

- развивать мыслительные операции, сообразительность, внимательность.

- воспитывать чувство коллективизма, ответственность.

Ход занятия

В круг широкий вижу я

Встали все мои друзья,

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево.

В центре круга соберемся

И на место все вернёмся.

Улыбнёмся, подмигнем

И опять играть начнём.

- Ребята, мы с вами уже много путешествовали, побывали в разных местах. Сегодня для нас сюрприз. Нас опять пригласили в гости. А кто, мы, узнаем, когда прочитаем письмо.

(открывается конверт, а там знак SOS)

- Кто  же это нам прислал зов о помощи?  Тут еще какой – то листок. Сейчас прочитаем: «Я великий маг Деления и всё мне подвластно. Приглашаю Вас в мое математическое королевство, хочу сообщить о том, что вашего друга я заколдовал, только  пройдя мои испытания, вы сможете его спасти. За каждый правильный ответ вы будете получать частичку его портрета».

- Ну, что отправимся на помощь? А поможет нам волшебное облако. Где же оно? Вот.  Полетели. (под музыку двигаются и приземляются) Вот карта математического королевства.

Остановка №1 Врата королевства. Отгадаем загадки,  получим первую частичку

- Солнце в небе высоко, и до ночи далеко,   Коротка деревьев тень. Что за время суток?  (день)

- Не овал я и не круг,  треугольнику я друг,    Прямоугольнику я брат,  ведь зовут меня... (квадрат). 

- Что за цапля, каждый знает, за шестёркою ступает.   Да, она известна всем. Эта цапля — цифра (семь)

- С неба звездочка упала, в  гости к детям забежала.   Две кричат во след за ней: «Не забудь своих друзей!»    Сколько ярких звезд пропало,  с неба звездного упало? (три)

- Семь денёчков пролетели —   И пришёл конец … (недели)

(звучит музыка «волшебное зеркало» и появляется первая частичка.) Остановка №2 «Королевский дом»

- Мы оказались с вами дома, где нам приготовили второе задание.

Игра «Конфетки»

На столе рассыпались конфеты, их надо правильно сложить в коробки, соблюдая цвет, форму и величину. Чтобы было так быстрее вы будете работать в парах. Разделитесь по парам и приступайте. Будьте внимательны.

 (практическая деятельность детей)

- Теперь посмотрим, справились вы или нет.  А вот и вторая частичка. Продолжаем путь по стрелке. Вот проходим под низким мостом, а теперь под высоким и т.д.

Остановка №3  «Сказочный город»

- Посмотрите, перед нами лежат разбросанные дома.  Вам необходимо сложить дома  в порядке возрастания: от самого  маленького (практическая часть. Во время работы, задаются: какая у тебя первая фигура, последняя,  из каких фигур состоит цепочка фигур, назови правильно фигуру и т.д.) Все справились.  Ещё одну частичку мы заработали.

Остановка №4 «Замерзшая река»

- Перед нами замерзшая река.

Динамическое упражнение.

Широкая река уснула подо льдом.

По узенькой тропинке мы к проруби идём.

Широкою дугой повис над речкой мост.

На узеньких перилах сидит замерший клест.

По узенькой тропинке вернёмся мы домой.

Польем мы нашу горку холодною водой.

(слова сопровождаются движениями)

- Горка наша замерзла, и мы сейчас по ней скатимся.

Упражнение на дыхание «У- у – у» (тихо – медленно, громко – быстро)

- А вот и следующая частичка

Остановка №5 «На прекрасном лугу»

- Необходимо сравнить на лугу полянки цветов и ягод.

(практическая деятельность детей)

- Молодцы, ещё одна частичка.  Отправляемся дальше.

Остановка №6 «Заколдованный лес»

- Перед нами следующее задание. Геометрические фигуры играют в прятки. Вам надо правильно посчитать их и отметить количество цифрой. Работаем опять в парах (детям сильнейшим дается по одной карточке  каждому)

- Проверяем, поможет мне Роман. С заданием справились, получаем частичку и отправляемся дальше.

Остановка №7 «Лесное болото» ( Физкульминутка)

Кто среди болотных вод

На одной ноге стоит?

Цапля в грязь не упадёт,

Даже если стоя спит.

Ну и ты попробуй тоже.

Устоять, как цапля, сможешь?

(Стоять по очереди на одной ноге, удерживая равновесие.)

Раз прыжок и два прыжок, По активнее, дружок. (Прыжки на месте.) По болоту мы пройдёмся

(Ходьба на месте.)

И на место вновь вернёмся.

Остановимся и снова Мы к заданиям  готовы

Остановка №8 «Волшебные горы»

 Перед нами горы. Пройдя их,  мы получим недостающую частичку. Не спешите и будьте внимательны.

- какая цифра стоит возле гор первой?

- какая цифра забралась на вторую гору?

- Какие цифры спрятались за горами?

- какая цифра забралась на гору последней?

Молодцы справились, вот и недостающая частичка. Давайте теперь вместе с добрым волшебником Объединение, живущим тоже в этом королевстве, соберём частички и посмотрим, кто нас просил о помощи (работа детей)

Это же снеговик. Как вы думаете почему именно он просил о помощи (ответы детей) Скоро какая пора года (зима) Он хотел бы пригласить вас в гости и с вами поиграть, а его заколдовали. Наше время заканчивается в этой стране нам пора возвращаться (улетают на облаке).

Страшно ли вам было лететь на облаке? На какой остановке вам больше всего понравилось? Какое задание было самым тяжелым? Роман, как ты думаешь, ты справился бы один со всеми заданиями?

свернуть

Конспект занятия по образовательной области «Художественная литература» на тему "Волшебная книга сказок" с детьми старшего дошкольного возраста  

Конспект занятия

по образовательной области «Художественная литература»

на тему "Волшебная книга сказок"

с детьми старшего дошкольного возраста

 

      Программные задачи: 

      Формировать умения придумывать продолжение сказки, используя метод  наглядного моделирования. Развивать мыслительную деятельность, творческое воображение, умения понимать причинно-следственные связи, первоначальные рефлексивные умения, интерес к произведениям художественной литературы и фольклора. Воспитывать эмоционально позитивное отношение к произведениям художественной литературы и фольклора.

 

     Материал и оборудование: мультимедийное оборудование, компьютерная игра «Кто лишний?»,  аудио и видеозаписи звонков Бабы Яги, реквизит (дерево, болото, цветочная поляна), геометрические фигуры – заместители героев сказок, пиктограммы.

Ход занятия

       Воспитатель:

       Здравствуй, солнце золотое!

       Здравствуй, небо голубое!

       Здравствуйте, мои друзья!

       Очень рада  вас видеть я!

      - Вы любите сказки? Почему вы их любите? Вы много сказок знаете? Я пришла не с пустыми руками, а с «Волшебной книгой сказок». Книгу показать и сказки почитать (достает книгу, но она закрыта на ключ). Интересно, что - бы это могло быть? ( замечает метлу). Ой, ребята, посмотрите, не иначе тут не обошлось без колдовства. Что же тут произошло? (варианты ответов детей.)

      Включается аудиозапись звонка от  Бабы Яги.

      Баба яга:  Ха, ха, ха.  Я Баба Яга, костяная нога. Это я  закрыла книгу на ключ, и вы не сможете ее прочесть. Чтобы получить заветный ключ, выполните все мои задания.

       Воспитатель (обращается к детям):  Выполним? Но где  же задания? Что нам делать дальше? Где-то, наверное, должны быть подсказки Бабы Яги (из книги выпадают геометрические фигуры разных цветов и карта).

Ребята, посмотрите, вот что Баба Яга натворила, закрыв книгу. Герои сказок  запутались и стали покидать ее. Надо им помочь вернуться в свою сказку.

       Дидактическая игра «Сказка соберись» (работа  в командах)

       Воспитатель предлагает детям  подумать,  на каких героев сказок  похожи геометрические фигуры («Волк и семеро козлят», «Теремок»). Девочкам необходимо собрать героев  сказки  «Волк и  семеро козлят» на желтом поле, а мальчикам героев сказки «Теремок» на зеленом. Между двух полей положить героя, который встречается в той и другой сказке.

 

 

 

 

 

       

 

 

 

 

       Воспитатель: Героям мы помогли, но здесь  еще и  карта!  (рассматривание и обсуждение маршрута по карте).  Вот три задания Бабы Яги, которые нужно выполнить,   как – будто три желания  в сказках.

        Сначала мы пойдем куда? (на цветочную поляну). Первое задание находится в цветке, но не в желтом, не в белом и не в маленьком (дети находят задание в красном большом цветке).

Дидактическая игра «Сказка в заданном ключе» (работа в парах).

      Воспитатель предлагает придумать ситуацию «что могло произойти с героем сказки, если он попадет….. (в кафе, детский сад, салон красоты и т.д.). Детям,  которые справились с заданием быстрее, дается дополнительная картинка – пиктограмма.

       
   
     

 

 

 

 

 

 

 

      Физминутка «Сказка даст нам отдохнуть» Сказка даст нам отдохнуть.

Отдохнем — и снова в путь! Нам советует Мальвина: — Станет талия осиной, Если будем наклоняться Влево - вправо десять раз. Вот Дюймовочки слова: — Чтоб была спина пряма, Поднимайтесь на носочки, Словно тянетесь к цветочкам. Красной Шапочки совет: — Если будешь прыгать, бегать, Проживешь ты много лет. Дала нам сказка отдохнуть! Отдохнули? Снова в путь! (Дети повторяют описываемые движения.)

       Воспитатель:  Что у нас  дальше по карте? (работа с картой). Нам куда? (к болоту). Пройти по болоту, чтоб не утонуть, можно только по кочкам. Но по черным кочкам и обозначенным  только цифрой 3 (дети проходят по болоту и находят в камышах муху). Вот и задание «Муха - путешественница». Муха должна путешествовать по свой сказке, может вы вспомните,  как называется сказка про муху, которую написал К.И. Чуковский? (ответы детей).

     Игра « Летит муха»

    Летит муха вокруг уха, «жжж» – водим пальцем вокруг уха.     Летят осы вокруг носа, «сссс» – водим пальцем вокруг носа.     Летит комар, на лоб «оп» – пальцем дотрагиваемся до лба.     А мы его хлоп – ладошкой до лба.     И к уху, «зззз» – зажимаем кулачок, подносим его к уху.     Отпустим комара? Отпустим! – подносим кулачок ко рту и дуем на него,     разжимая.

     Муха полетела  и в центр картинки села.

    Дидактическая игра «Путешествие по сказке»

    (воспитатель предлагает детям положить палец на муху (геометрическая фигура) в центре листа, а затем, двигать фигуру по клеткам, согласно указаниям ,ориентируясь на сюжет знакомой сказки «Муха – Цокотуха».

 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Воспитатель:  А сейчас посмотрите внимательно, какая еще сказка Корнея Ивановича Чуковского спряталась в нашем задании? («Краденое солнце»).

        Воспитатель: Идем дальше (работа с картой). Интересно, почему по болоту безопасно было  передвигаться только по кочкам с цифрой 3? Может  вы знаете  сказки, в которых есть цифра 3 (ответы детей).  А эти сказки  тоже напоминают нам о безопасном поведении? («Три медведя» – нельзя входить в чужой дом, «Три поросенка» – нельзя впускать чужих в дом и так далее). Вот видите, сказки нас учат, как себя правильно, чтобы избежать беды. С этим заданием вы тоже справились.

        Осталось у нас с вами еще одно невыполненное задание, и оно находится на дереве, если судить по карте (работа с картой). Отправляемся в путь (дети подходят к дереву).

        Смотрите,  проказница Баба Яга украла вещи сказочных героев, и повесила на дерево.  Поможем им найти свою вещь? (дети самостоятельно берут героя сказки, стоящего под деревом и находят его вещь).

       Воспитатель: На дереве остался только орешек и на нем последнее задание Бабы Яги.

       Компьютерная игра «Кто лишний?»

          Из предложенных картинок предлагается выбрать лишнюю  (из другой сказки)

 

Конспект занятия

по образовательной области «Художественная литература»

на тему "Волшебная книга сказок"

с детьми старшего дошкольного возраста

 

      Программные задачи: 

      Формировать умения придумывать продолжение сказки, используя метод  наглядного моделирования. Развивать мыслительную деятельность, творческое воображение, умения понимать причинно-следственные связи, первоначальные рефлексивные умения, интерес к произведениям художественной литературы и фольклора. Воспитывать эмоционально позитивное отношение к произведениям художественной литературы и фольклора.

 

     Материал и оборудование: мультимедийное оборудование, компьютерная игра «Кто лишний?»,  аудио и видеозаписи звонков Бабы Яги, реквизит (дерево, болото, цветочная поляна), геометрические фигуры – заместители героев сказок, пиктограммы.

Ход занятия

       Воспитатель:

       Здравствуй, солнце золотое!

       Здравствуй, небо голубое!

       Здравствуйте, мои друзья!

       Очень рада  вас видеть я!

      - Вы любите сказки? Почему вы их любите? Вы много сказок знаете? Я пришла не с пустыми руками, а с «Волшебной книгой сказок». Книгу показать и сказки почитать (достает книгу, но она закрыта на ключ). Интересно, что - бы это могло быть? ( замечает метлу). Ой, ребята, посмотрите, не иначе тут не обошлось без колдовства. Что же тут произошло? (варианты ответов детей.)

      Включается аудиозапись звонка от  Бабы Яги.

      Баба яга:  Ха, ха, ха.  Я Баба Яга, костяная нога. Это я  закрыла книгу на ключ, и вы не сможете ее прочесть. Чтобы получить заветный ключ, выполните все мои задания.

       Воспитатель (обращается к детям):  Выполним? Но где  же задания? Что нам делать дальше? Где-то, наверное, должны быть подсказки Бабы Яги (из книги выпадают геометрические фигуры разных цветов и карта).

Ребята, посмотрите, вот что Баба Яга натворила, закрыв книгу. Герои сказок  запутались и стали покидать ее. Надо им помочь вернуться в свою сказку.

       Дидактическая игра «Сказка соберись» (работа  в командах)

       Воспитатель предлагает детям  подумать,  на каких героев сказок  похожи геометрические фигуры («Волк и семеро козлят», «Теремок»). Девочкам необходимо собрать героев  сказки  «Волк и  семеро козлят» на желтом поле, а мальчикам героев сказки «Теремок» на зеленом. Между двух полей положить героя, который встречается в той и другой сказке.

       Воспитатель: Героям мы помогли, но здесь  еще и  карта!  (рассматривание и обсуждение маршрута по карте).  Вот три задания Бабы Яги, которые нужно выполнить,   как – будто три желания  в сказках.

        Сначала мы пойдем куда? (на цветочную поляну). Первое задание находится в цветке, но не в желтом, не в белом и не в маленьком (дети находят задание в красном большом цветке).

Дидактическая игра «Сказка в заданном ключе» (работа в парах).

      Воспитатель предлагает придумать ситуацию «что могло произойти с героем сказки, если он попадет….. (в кафе, детский сад, салон красоты и т.д.). Детям,  которые справились с заданием быстрее, дается дополнительная картинка – пиктограмма.

      Физминутка «Сказка даст нам отдохнуть» Сказка даст нам отдохнуть.

Отдохнем — и снова в путь! Нам советует Мальвина: — Станет талия осиной, Если будем наклоняться Влево - вправо десять раз. Вот Дюймовочки слова: — Чтоб была спина пряма, Поднимайтесь на носочки, Словно тянетесь к цветочкам. Красной Шапочки совет: — Если будешь прыгать, бегать, Проживешь ты много лет. Дала нам сказка отдохнуть! Отдохнули? Снова в путь! (Дети повторяют описываемые движения.)

       Воспитатель:  Что у нас  дальше по карте? (работа с картой). Нам куда? (к болоту). Пройти по болоту, чтоб не утонуть, можно только по кочкам. Но по черным кочкам и обозначенным  только цифрой 3 (дети проходят по болоту и находят в камышах муху). Вот и задание «Муха - путешественница». Муха должна путешествовать по свой сказке, может вы вспомните,  как называется сказка про муху, которую написал К.И. Чуковский? (ответы детей).

     Игра « Летит муха»

    Летит муха вокруг уха, «жжж» – водим пальцем вокруг уха.     Летят осы вокруг носа, «сссс» – водим пальцем вокруг носа.     Летит комар, на лоб «оп» – пальцем дотрагиваемся до лба.     А мы его хлоп – ладошкой до лба.     И к уху, «зззз» – зажимаем кулачок, подносим его к уху.     Отпустим комара? Отпустим! – подносим кулачок ко рту и дуем на него,     разжимая.

     Муха полетела  и в центр картинки села.

    Дидактическая игра «Путешествие по сказке»

    (воспитатель предлагает детям положить палец на муху (геометрическая фигура) в центре листа, а затем, двигать фигуру по клеткам, согласно указаниям ,ориентируясь на сюжет знакомой сказки «Муха – Цокотуха» 

       Воспитатель:  А сейчас посмотрите внимательно, какая еще сказка Корнея Ивановича Чуковского спряталась в нашем задании? («Краденое солнце»).

        Воспитатель: Идем дальше (работа с картой). Интересно, почему по болоту безопасно было  передвигаться только по кочкам с цифрой 3? Может  вы знаете  сказки, в которых есть цифра 3 (ответы детей).  А эти сказки  тоже напоминают нам о безопасном поведении? («Три медведя» – нельзя входить в чужой дом, «Три поросенка» – нельзя впускать чужих в дом и так далее). Вот видите, сказки нас учат, как себя правильно, чтобы избежать беды. С этим заданием вы тоже справились.

        Осталось у нас с вами еще одно невыполненное задание, и оно находится на дереве, если судить по карте (работа с картой). Отправляемся в путь (дети подходят к дереву).

        Смотрите,  проказница Баба Яга украла вещи сказочных героев, и повесила на дерево.  Поможем им найти свою вещь? (дети самостоятельно берут героя сказки, стоящего под деревом и находят его вещь).

       Воспитатель: На дереве остался только орешек и на нем последнее задание Бабы Яги.

       Компьютерная игра «Кто лишний?»

          Из предложенных картинок предлагается выбрать лишнюю  (из другой сказки)

   Молодцы. Мы с вами выполнили все задания,  но где же Баба  Яга  с ключом. А вот и она вышла с нами на связь по скайпу.

      Видеозапись с Бабой ягой:  Справились…. не ожидала…. и все препятствия мои прошли.  Ладно, скажу, где ключ… Ключ в яйце, яйцо в ларце. Ларец в дупле, дупло на дереве. Ха, ха, ха.

       Воспитатель: Опять Баба яга мудрено разговаривает. Вы поняли, ребята, где ключ? (Дети подходят к дереву и находят ключ). 

      Мы с вами такой путь прошли!  Что же в нем было интересного? Что вам запомнилось? Что для вас было самое тяжелое на нашем пути? А какое задание показалось вам несложным? (ответы детей)   

       Воспитатель: Как вы думаете, герои вернуться в «Волшебную книгу сказок»? Пришло время открыть нашу книгу (открывают книгу, а она начинает светиться). «Волшебная книга сказок» приветствует  вас  и ждет,  когда вы будете читать ее сказки.

   Молодцы. Мы с вами выполнили все задания,  но где же Баба  Яга  с ключом. А вот и она вышла с нами на связь по скайпу.

      Видеозапись с Бабой ягой:  Справились…. не ожидала…. и все препятствия мои прошли.  Ладно, скажу, где ключ… Ключ в яйце, яйцо в ларце. Ларец в дупле, дупло на дереве. Ха, ха, ха.

       Воспитатель: Опять Баба яга мудрено разговаривает. Вы поняли, ребята, где ключ? (Дети подходят к дереву и находят ключ). 

      Мы с вами такой путь прошли!  Что же в нем было интересного? Что вам запомнилось? Что для вас было самое тяжелое на нашем пути? А какое задание показалось вам несложным? (ответы детей)   

       Воспитатель: Как вы думаете, герои вернуться в «Волшебную книгу сказок»? Пришло время открыть нашу книгу (открывают книгу, а она начинает светиться). «Волшебная книга сказок» приветствует  вас  и ждет,  когда вы будете читать ее сказки.

свернуть