Права ребенка

Оснований для постановки в СОП стало больше!!!

Оснований для постановки в СОП стало больше!!!

1 декабря вступило в силу постановление №856 Совета Министров Республики Беларусь. Данный документ вносит изменения в ранее принятое постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2019 г. № 22 «О признании детей находящимися в социально опасном положении».

Изменения затронули показатели, которые применяются при признании детей находящимися в социально опасном положении.

Оснований для постановки в СОП стало больше.

— Количество причин, из-за которых семья может получить статус СОП, увеличилось. Теперь, к примеру, основанием признания детей находящимися в социально опасном положении может стать неисправный газопровод, электрические сети и иное оборудование, которое не соответствует нормативам и представляет угрозу жизни. Также показателем постановки в СОП является получение ребёнком тяжких телесных повреждений из-за воздействия внешних факторов, в том числе пожара, падения с высоты, отравления психоактивными веществами.

Ещё одним новшеством, которое корректирует постановление, является отсутствие дохода родителей, когда родители более трех месяцев не работают или не получают иного законного дохода.

К примеру, если оба родителя (единственный родитель) более трёх месяцев не работают или не получают иного законного дохода, то такая семья также окажется в поле зрения специалистов.

Также обретёт новый статус семья, в которой неправильно расходуют пенсии, пособия и иные выплаты на детей, а также социальную помощь. Нецелевое использование социальных выплат, а в частности, если они не расходуются на детей, теперь также будет основанием признания семьи СОП. Это может выражаться в отсутствии у детей еды, одежды, места для отдыха, занятий и игр.

В новой редакции постановления «О признании детей находящимися в социально опасном положении» изменилась и ещё одна норма.

К примеру, ранее признать находящимися в социально опасном положении могли детей старше 14 лет, привлечённых к административной или уголовной ответственности. Теперь возраст ребёнка учитываться не будет. Если раньше для постановки в СОП родители должны были неоднократно в течение года привлекаться к административной ответственности за невыполнение обязанностей по воспитанию детей (ст. 10.3 КоАП), то теперь основанием станут также и факты освобождения от ответственности по данной статье. Напомню, что оно возможно, например, при малозначительности правонарушения, при наличии некоторых смягчающих обстоятельств или с вынесением предупреждения.

 

— Если родители не будут контролировать поведение своих детей, вследствие чего они совершат противозаконные действия, то это будет также основанием признания семьи СОП. И в таком случае не важно 8 или 14 лет ребёнку.

Еще одним основанием для постановки в СОП стало получение ребенком тяжких телесных повреждений из-за воздействия внешних факторов, в том числе пожара, падения с высоты, отравления психоактивными веществами. Также среди показателей СОП помимо физического и психологического насилия со стороны родителей по отношению к детям добавилось еще и сексуальное.

 

В частности, к показателям социально опасного положения добавилось, например, наличие в доме газового, печного и иного оборудования, которое не соответствует нормативам и представляет угрозу жизни, а также демонтирование устройства автономного оповещения о пожаре.

 

Поставить в СОП также могут из-за того, что родители или другие лица, участвующие в воспитании и содержании детей, страдают от тяжёлого психического заболевания с частыми обострениями и уклоняются от диспансерного наблюдения, либо у них выявлен синдром зависимости от алкоголя или наркотиков.

Отныне критерием СОП будет являться также совершение родителями и (или) другими лицами, участвующими в воспитании и содержании детей, правонарушения или преступления в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Но самое главное, все изменения направлены на то, чтобы оградить детей от неблагоприятных факторов, улучшить ситуацию в семье и дать шанс родителям исправиться.

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть

РОДИТЕЛЯМ О ВЫПОЛНЕНИИ ДЕКРЕТА ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОТ 24.11.2006 г. №18 "О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ В НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЬЯХ"

 

Для счастливого детства, благополучного развития ребёнка нужно личное счастье пап и мам, нужна гармоничная, успешная семья, способная обеспечить основные базовые потребности ребёнка. Ни одно дошкольное учреждение, ни одна школа не смогут самостоятельно, без помощи родителей сформировать гармоничного и всесторонне развитого ребёнка.

Родители (опекуны, попечители) должны создавать необходимые условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья ребёнка и подготовки его к самостоятельной жизни в семье и обществе (ст. 17 Закона РБ "О правах ребёнка"). В соответствии с законодательством Республики Беларусь законные представители несут ответственность за ненадлежащее воспитание и содержание детей.

 

Однако, к сожалению, далеко не все родители осознают свою ответственность за воспитание и содержание детей и обеспечивают им достойный уровень жизни. В соответствии со ст. 67 Кодекса Республики Беларусь о браке  и семье, воспитание и содержание ребёнка признаются ненадлежащими, если не обеспечиваются права и законные интересы ребёнка, в том числе, если ребёнок находится в социально опасном положении.

 

Под социально опасным положением понимается обстановка, при которой: не удовлетворяются основные жизненные потребности ребёнка (не обеспечиваются безопасность, надзор или уход за ребёнком, потребности ребёнка в пище, жилье, одежде, получение ребёнком необходимой медицинской помощи, не создаются санитарно-гигиенические условия для жизни ребёнка и т.д.); ребёнок вследствие беспризорности или безнадзорности совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления; лица, принимающие участие в воспитании и содержании ребёнка, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребёнка, злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним либо иным образом ненадлежаще выполняют обязанности по воспитанию и содержанию ребёнка, в связи с чем имеет место опасность для его жизни или здоровья.

 

Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006г. №18 "О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях" стал первым нормативным актом, призванным комплексно, с привлечением органов государственной власти, трудовых коллективов и общественных организаций решать проблему семейного неблагополучия. Его принятие стало серьёзным шагом в создании системы работы по защите прав и законных интересов детей, повышении ответственности родителей за их воспитание. Сформирована межведомственная система выявления детей, находящихся в социально опасном положении, нуждающихся в государственной защите. Это учреждения образования, здравоохранения, правоохранительные органы, а также простые граждане.

При поступлении информации о признаках семейного благополучия в семье, учреждением образования, которое посещает ребёнок, проводится изучение положения несовершеннолетнего, обследование его условий жизни и воспитания. Первоначально семья ставится на учет и с ней проводится работа. Для реабилитации семьи в интересах ребёнка используются различные методы. Это посещение по месту жительства, консультации СППС, оказание материальной и правовой помощи и др. Если же, несмотря на все принятые специалистами меры, родители не стремятся к исправлению и отказываются от сотрудничества, то ребёнок признаётся нуждающимся в государственной защите и временно (на срок не более 6 месяцев) изымается из семьи и помещается на государственное обеспечение в детский социальный приют.

Согласно Декрету №18, с момента отобрания детей родители обязаны возмещать расходы, затраченные государством на содержание несовершеннолетних, находящихся на государственном обеспечении. К уклоняющимся от возмещения денежных средств предусмотрены принудительные меры  трудоустройства и выходов на работу.

Если и после этого в семье ничего не меняется, то в судебном порядке решается вопрос о лишении родителей родительских прав.

Если же семья поле постановки на учёт как СОП стала на путь исправления, на педагогическом совете или на совете по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних учреждения образования ставится вопрос о снятии семьи с учета. Но даже после этого семья остается под контролем, так как доверие к ней уже утрачено.

 

свернуть
Меню раздела