Советы музыкального руководителя

Консультация «Игра на детских музыкальных инструментах или домашние концерты»

Игра на детских музыкальных инструментах

или домашние концерты

Подготовила:

музыкальный руководитель

Шатюк С.Л.

  Включение в домашний досуг или праздник игры на детских музыкальных инструментах всегда является украшением. Добавление к пению ребёнка или взрослого звуков необычайной высоты и яркости привлекает детей, даёт толчок к творчеству и импровизации. Для игр и развлечений с детьми дошкольного возраста обычно используются музыкальные инструменты, которые не имеют чётко выраженной звуковысотности, поэтому их принято называть шумовыми инструментами. К их числу относятся барабан, бубен, колокольчики, треугольники, погремушки, деревянные палочки, маракасы и др. Каждый из этих инструментов используется для развития музыкальных способностей в детском саду, да и приобрести их для дома не требует больших затрат. В приобретении простейших шумовых музыкальных инструментов есть свои хитрости. Например, давно ли вы заходили в отдел, где продаются… рыболовные принадлежности? Вы удивляетесь, а зря, потому, что именно там продаются замечательные вещи – маленькие оловянные бубенчики, которые так удобно соединить по две – три, повесив их на обыкновенные скрепки. И вот у вас уже есть замечательный инструмент, обладающий звонким серебристым голоском. В детском саду дети знакомятся с инструментами и способами игры на них. Родителям нужно закреплять эти знания. Для этого, показывая тот или иной инструмент, надо сказать, как он называется, и продемонстрировать, как на нём играть. Скажем, на барабане, ударяя по его поверхности палочками, на погремушках и колокольчиках – встряхивая, на треугольнике – касаясь его палочкой. А есть инструменты, на которых можно играть по-разному, например, - бубен. Для того, чтобы он звучал сильно, в него надо ударить кулачком, а для более нежного шелеста его достаточно лишь потряхивать. Кроме того, в детях следует с самого начала воспитывать культуру пользования любым инструментом: с ним следует обращаться бережно, брать, играть на нём и класть на стол или убирать в специальную коробочку надо аккуратно. Играть на инструменте надо правильно и старательно. Если на инструменте можно играть разными способами, как например, на том же бубне, то надо научиться играть этими способами. Нередко игра на музыкальных инструментах является способом поощрения. В таком случае нужно обязательно похвалить ребёнка. При знакомстве детей с каждым инструментом, надо постараться, чтобы ребёнок запомнил название этого инструмента и рассказал о нём в детском саду. Обсудить, какой тембр звучания этого инструмента. Как уже было сказано, бубном можно играть по-разному. Если его встряхивать, то звук получится звонкий и рассыпчатый, а если ударять кулаком по его коже, то звук будет глухим и низким. Очень привлекает детей своим волшебным звуком поистине детский инструмент – металлофон звуком поистине детский инструмент – металлофон. Даже совсем маленькие дети могут передать звуки капель дождя и переливы ручейка. А старшие дошкольники постигают азы нотной азбуки на этом инструменте.  При знакомстве с рядом музыкальных инструментов можно провести игру «Узнай по голосу». Взрослый показывает имеющиеся у него музыкальные инструменты и демонстрирует их голоса. Затем ребёнку предлагается закрыть глаза и на слух определить, какой инструмент сейчас прозвучал. Звучанием различных инструментов можно расцветить любую сказку, стихотворение или рассказ. Например: грозу можно изобразить игрой на барабане, ветер – на погремушке, пение птиц – звучание свистульки, и т.д. Можно пофантазировать и добавить эффекты: шорох листьев – шуршание бумаги, речка – переливание воды из одного стакана в другой, скрип снега можно создать, нажимая на мешочек с крахмалом. У детей большой интерес к миру звуков – в том числе и прикладной. Ведь именно самодельные музыкальные инструменты помогают детям понять, откуда и как рождаются звуки, где они живут и куда прячутся? Нам, взрослым, нужно помочь ребенку разгадать эту тайну. Сделайте вместе с детьми свой инструмент шумелку - самоделку. Тем более, что для этого не нужно особых затрат. Если подключить фантазию, то можно сделать своими руками «шумелку- самоделку». Используя бросовый материал, (пластиковые бутылочки, баночки из-под йогурта) и всевозможные наполнители (крупа, горох, скрепки, бусины), можно создать с ребёнком свою игрушку

Уважаемые родители!

Вот ещё несколько советов:

- создавайте дома условия для игры на детских музыкальных инструментах; 

- используйте только настроенные и эстетичные музыкальные инструменты; 

- не навязывайте обучение на инструменте, если ребёнок этого не хочет; 

- не злоупотребляйте чрезмерными занятиями; 

- читайте литературу о музыкальных инструментах детям;

- поощряйте попытки самостоятельной игры на музыкальном инструменте.

Желаю вам творческих успехов!!!

 Литература:

Н.А.Ветлугина «Методика музыкального воспитания в детском саду»

Журнал «Пралеска» №8 2015 г. «Игровые приёмы обучения детей игре на детских музыкальных инструментах»

А.В. Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах»

Е.В.Ткач «Игра на детских музыкальных инструментах» методическая разработка

 

 

свернуть

Музыкально-образовательная среда в семье

Подготовила:

музыкальный руководитель

Сырицкая Н.И.

 Для осуществления задач музыкально образовательной среды в семье должна быть создана соответствующая музыкальная среда, которая предполагает наличие  музыкальной фонотеки, детских музыкальных инструментов, инструментов-самоделок.

Но самое главное – это организация взрослым разнообразной совестной с ребёнком  музыкально-творческой деятельности в разных формах (музицирование с помощью элементарных музыкальных инструментов, пение, игры, танцы, хороводы, драматизации).

В каждой семье желательно иметь хотя бы скромную фонотеку, состоящую из подборки музыки для детей, разумеется, это должна быть музыка ценная в художественном отношении, воспитывающая у детей нравственно-эстетические чувства, способствующая первоначальному формированию основ музыкального вкуса и доступная для восприятия ребёнка.

Основной совет родителям -сделать слушание музыки семейной традицией, тогда постепенно у ребёнка оно станет потребностью.

   Приобщать ребёнка к музыке в домашних условиях можно и нужно с самого раннего возраста. Музыкальное воспитание очень важно для разностороннего развития детей.

В семье имеются все возможности для привлечения ребёнка к различным видам деятельности-восприятия, исполнительства, музыкально-образовательной деятельности.

Поэтому очень важно, чтобы родители позаботились о создании музыкальной среды для ребёнка дома.

Что же входит в это понятие? В словарях слово “среда” толкуется как окружающий мир,  условия жизни, которые окружают нас. Отсюда -музыкальная среда-это музыкальное окружение ребёнка, которое должно способствовать развитию его способностей, творческих и исполнительских проявлений для развития кругозора, эмоциональной отзывчивости.

Если мама просто напевает малышу, он уже приобщается к искусству, и тем самым она передаёт ему частицу вдохновения. Пойте с ребёнком вместе детские песенки -это принесёт ему радость, облагородит внутрисемейные отношения. Дети копируют взрослых. Поэтому ваше пение должно быть, по возможности, точным, выразительным, голос лёгкий, негромкий. Ребёнку будет удобно подпевать, если взрослый поёт не высоко, не низко. Постарайтесь сами почувствовать характер песни и передать это в пении (про барабан смело, про солнышко нежно),ребёнку обязательно передастся ваше эмоциональное состояние и он с удовольствием будет петь также.

Можно совместно взрослым и ребёнку подобрать к полюбившимся песням яркие картинки – тогда, просматривая их, ребёнок сам захочет петь эти песенки.

Очень важно, чтобы ребёнок дома слушал музыку. Она оказывает на ребёнка большое влияние: музыка может поднять настроение, или успокоить. В связи с этим, заботливым родителям стоит внимательно относиться к тому, какая музыка звучит у вас дома. Для прослушивания следует отбирать классическую, народную, детскую музыку, понятную по характеру ребёнку.

Наблюдения свидетельствуют о том, что дети дошкольного возраста с удовольствием слушают старинную музыку, А.Вивальди, В.А. Моцарта,Ф.Шуберта и др. Музыка с явно выраженными ударными партиями не подходит ребёнку, она отрицательно действует на психику-это рок, транс, клубная музыка. Громко -не значит хорошо. Для детей это стресс. Обсуждайте прослушанные произведения, спросите, что чувствует ребёнок, слушая его, какую по характеру музыку он услышал, потанцуйте под неё (если музыка располагает к танцу)

Исполнительство.

Постарайтесь создать в семье такую обстановку, чтобы ребёнок мог сам музицировать – наигрывать простейшие мелодии. Сформировать начальные исполнительские навыки вам помогут детские музыкальные инструменты и музыкальные игрушки. На чём можно сыграть простую мелодию?  На металлофоне, на игрушечном пианино, на ксилофоне. Другая группа инструментов – ударные: барабан, бубен, маракас, треугольник- помогут развить тембровый слух, чувство ритма. Не держите сломанные или расстроенные  музыкальные инструменты дома –они пагубно влияют на слух ребёнка.

Хорошо сделать своими руками неозвученные пианино, балалайку, гитару –ребёнок, “играя” на них, сочиняет сам мелодию, фантазирует.

Много радости ребёнку приносят самодельные шумелки. Возьмите вместе с ним различные баночки, насыпьте в них крупу: в одну рис, в другую горох, в какую-то поменьше, в какую-то побольше, пусть ребёнок послушает, как звучит та ил иная баночка, выберет понравившееся звучание. Если постучать палочкой или карандашом по пластиковой баночке от сельди -получится игра на барабане. Все самоделки нужно красиво с ребёнком оформить -это будет способствовать развитию у ребёнка художественного вкуса.

Окружите ребёнка миром волшебных звуков пойте с ними, слушайте, играйте на инструментах, импровизируйте - и вы приблизите ребёнка к пониманию красоты в музыке, сделаете его духовно богаче, взаимоотношения светлее и радостнее.

У детей, которые часто соприкасаются с музыкой, более богатый мир чувств, они более отзывчивы на переживания других людей, более жизнерадостны и деятельны, лучше, быстрее и полнее воспринимают всё новое.

Источник:

Н.А.Ветлугина «Методика музыкального воспитания в детском саду.»

 

свернуть

Влияние семьи на развитие музыкальной культуры ребенка

Влияние семьи на развитие музыкальной культуры ребенка

Подготовила:

музыкальный руководитель

Сырицкая Н.И..

            Семья –первая «среда», окружающая ребёнка и ежесекундно влияющая на него. Она воздействует всем: укладом быта, каждым произнесенным словом, высказанной мыслью, интонацией. Еще больше – примером, поступками, действиями, увлечениями – отношением к окружающему. Воздействует независимо от того, привлекают ли родители сознательно внимание детей ко всему этому или пускают их «на самотёк».             Особая роль в воспитании ребёнка принадлежит музыке. Прослушивание дома с ребёнком детских песен и инструментальной музыки развивает воображение детей. Слушая музыку, ребёнок создает в своем воображении новые эмоциональные связи в соответствии с характером музыки или же вспоминает ранее пережитые ситуации и разукрашивает их в своей фантазии.           Первые песни, с которыми встречается ребенок в своей жизни, – колыбельные. Все средства выразительности колыбельной: темп, мелодика, ритмическая структура – направлены на то, чтобы выровнять пульс, дыхание ребенка, снять эмоциональное возбуждение, успокоить его и усыпить. Пение колыбельных песен в народной традиции реализовывало потребность ребенка в общении, способствовало накоплению у него чувственных впечатлений об окружающем его мире. С этим искусством дети соприкасаются с первых дней жизни, сначала слушая колыбельные песни, а позднее пытаясь издавать голосом протяжные звуки, ритмично двигаясь в «такт» музыке.           Благотворность влияния семьи на развитие интереса к музыке и творческих способностей ребёнка подтверждают биографии многих музыкантов.            Свои первые впечатления о прекрасном связывают с семьёй М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский, П.И. Чайковский, Д.Д. Шостакович. Они отмечают, что домашние музыкальные вечера, царившая на них атмосфера любви и уважения к искусству вызывали в них заинтересованность музыкой, воспитали преданность ей.           В настоящее время проблема участия семьи в воспитании у ребенка интереса к музыке приобретает особую остроту. Это, прежде всего, связано с бурным развитием средств массовой коммуникации. Никогда еще музыка не была столь доступна во всем своем многообразии буквально каждому. Широкое распространение телевизоров, магнитофонов, компьютеров сместило акцент в потреблении музыки на индивидуальные формы. Это в определённой мере благотворно влияет на развитие личности, повышая систематичность восприятия музыки и увеличивая избирательность к произведениям искусства.          Но, однако, не следует забывать и об отрицательных сторонах этого процесса. Содержание домашнего слушанья музыки, его интенсивность и качество, в отличие от общественного в гораздо меньшей степени подвергается контролю и регулированию. Кроме того, учитывая данные социологов о превалировании в музыкальной продукции произведений развлекательного жанра, нельзя оставлять без внимания и то, что домашнее потребление музыки в ряде случаев может и не привести к действительному развитию личности.            Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребенка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье.              Музыка имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка. Музыкальное развитие ребенка в семье зависит от тех предпосылок и условий, которые определяются врожденными музыкальными задатками и образом жизни семьи, ее традициями, отношением к музыке и музыкальной деятельности, общей культурой.

            Все семьи имеют разный уровень музыкальной культуры. В одних с уважением относятся к народной и классической музыке, часто посещают концерты, музыкальные спектакли, в доме звучит музыка, которую взрослые слушают вместе с ребенком. Родители стараются дать им музыкальное образование, развить их способности.               В некоторых семьях мало обеспокоены музыкальным воспитанием детей даже с очень хорошими задатками. К музыке у них отношение лишь как к средству развлечения. В таких семьях ребенок слышит в основном современную «легкую» музыку, потому что к «серьёзной» музыке его родители безразличны. Вместе с тем в семье имеются все возможности для применения различных видов музыкальной деятельности (слушание, пение, театральная деятельность). В семье, серьезно занимающейся музыкальным воспитанием, ребенок постоянно находится в музыкальной среде, он с первых дней жизни получает разнообразные и ценные впечатления, на основе которых развиваются музыкальные способности, формируется музыкальная культура.

              Среди видов исполнительства наиболее доступны пение и игра на музыкальных инструментах. Ребенок без специальных занятий способен усвоить песни, которые он слышит. Во многих семьях есть музыкальные инструменты – игрушки (металлофон, ксилофон, дудочка). Родители могут обучать детей игре на этих инструментах, если сами умеют подбирать мелодию по слуху. Иначе дети будут видеть в этих инструментах лишь игрушки, предназначенные только для забавы. Реже всего в семьях занимаются с детьми музыкальным творчеством, за исключением семей профессиональных музыкантов. Однако способные дети могут творить спонтанно, «сочинять» музыку во время игр – напевать марш, ритмично стуча солдатиками и изображая, что они маршируют; петь колыбельную, убаюкивая куклу; импровизировать мелодии на фортепиано, детских музыкальных инструментах.            Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей и формирование основ музыкальной культуры нужно начинать с раннего возраста. Музыка возбуждает непосредственные эмоции ,определяющие действия ребёнка, поэтому она является незаменимым средством воспитания в семье.

Литература:

  1. Кабалевский Д.Б. Как рассказать детям о музыке. – М.: Современный композитор, 1982.
  2. Баркан А.А. Практическая психология или как научиться понимать своего ребёнка. – М.: Просвещение, 2000.
свернуть

Консультация «Музыкальные игры дома»

                                 Музыкальные игры дома

                                                                          Подготовила:

 музыкальный руководитель

  Шатюк С.Л.

                                                 Уважаемые родители!

       Музыкальное воспитание в детском саду осуществляется в основном на музыкальных занятиях, где под руководством педагога ребенок старается проявлять себя в исполнении песни, танца, передаче образа игры, при игре на музыкальных инструментах.

Музыкально-игровая деятельность способствуют как музыкальному, так и общему развитию детей, помогает воспринимать и любить музыку, развивает музыкальный слух, музыкальные способности, закрепляет представления детей, и вызывает интерес к окружающему их миру, обогащает кругозор. Исключительно большое значение имеет музыкально-игровая деятельность для общего физического развития двигательных умений: правильно ходить, бегать, прыгать, двигаться согласованно с музыкой.

Предлагаю Вам небольшую подборку музыкальных игр.  Данные игры не требуют специальной подготовки. Можете их использовать  со своими детьми дома, на семейных праздниках.

"Учитесь танцевать."

Игровой материал: Большая кукла и маленькие (по числу играющих) .

Ход игры: 

У взрослого в руках большая кукла, у детей – маленькие. Взрослый отбивает ритмический рисунок своей куклой по столу, дети повторяют его своими куклами.

"Громко – тихо."

Игровой материал: Два кубика: большой и маленький.

Ход игры:

Детям предлагается спеть песню или послушать песню в записи, после прослушивания дети показывают кубик большой – громко, маленький – тихо.

"Нарисуй песню."

Игровой материал: Любая песня, альбомный лист, карандаши или фломастеры.

Ход игры:

Предложить детям передать содержание любимой песни при помощи рисунка. Во время рисования, звучит эта песня.

"Громко – тихо запоём."

Игровой материал: Любая игрушка.

Ход игры: 

Ребенок закрывает глаза или выходит из комнаты. Взрослый прячет игрушку, ребенок должен найти её, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поёт взрослый: звучание песни усиливается по мере приближения ребенка к месту, где находится игрушка или ослабевает по мере удаления от неё. Если ребёнок успешно находит игрушку, при повторении игры взрослый с ребенком меняется ролями.

"Угадай мелодию."

Игровой материал: записи песен, фишки.

Ход игры: 

Исполняется мелодия песни или проигрывается в записи, дети по услышанной мелодии узнают песню и поют вместе с взрослым. За правильно угаданную мелодию участник игры получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.

"Танцы сказочных персонажей."

Ход игры:

Взрослый предлагает ребенку станцевать танец так, как его бы станцевали сказочные персонажи (лисичка, заяц, медведь, Чебурашка и т. д.)

 Родителям, желающим развивать творческий потенциал ребенка, надо вести себя с ребенком на равных. Ребенок должен почувствовать, что вам нравится фантазировать, выдумывать, играть. Что вы, как и он, получаете от всего этого удовольствие.

Только тогда он раскроется, будет искать творческий момент в любом деле. И наконец, будет сам придумывать новые игры.

Детство – самая счастливая пора жизни.  Праздники детства греют нас своим светом всю жизнь! Считается, что ребенок, с раннего возраста погруженный в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям, будет менее подвержен стрессам и разочарованиям.

Источники:

  1. Н.Ветлугина «Музыкальное воспитание в детском саду»
  2. И.Бодраченко «Музыкальные игры в детском саду»
  3. Е.Никитина «Музыкальные игры для детей 5-7 лет»
  4. Т.Образцова «Музыкальные игры для детей»
свернуть
Меню раздела