Родителям

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
  Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!

                                                  (О.Крынина)

Консультация «Воспитание самостоятельности ребенка в процессе формирования культурно-гигиенических навыков»

 

Воспитание самостоятельности ребенка

в процессе формирования

культурно-гигиенических навыков

Заместитель заведующего

 по основной деятельности Александрович Н.А.

Формирование культурно-гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья. С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс пускать на потом, период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств.

Культурно-гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Малыш ещё ничего не умеет делать, поэтому всякое действие даётся с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Для того чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия.

 Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию. Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей - первооснова всей дальнейшей работы и основа для развития физически крепкого ребенка. К тому же культурно-гигиенические навыки-это элементы самообслуживания, что является первой ступенью и основой для трудового воспитания.

Так для ребёнка важным становится качество выполнения действия, он приучается доводить начатое дело до конца, удерживать цель деятельности, не отвлекаться. И теперь уже не взрослый напоминает ему о необходимости того или иного действия, а сам он по своей инициативе его сам совершает, контролирует его ход. При этом формируются такие волевые качества личности, как целеустремлённость, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность. Выполнение культурно-гигиенических навыков создает условия для формирования основ эстетического вкуса.

Так, девочка начинает приглядываться к себе, сравнивать, насколько она изменилась, когда её причесали, завязали бантики. Важно, чтобы взрослый при совершении бытовых процессов ненавязчиво обращал внимание ребёнка на изменения в его внешнем виде.

Смотря в зеркало, малыш не только открывает себя, но и оценивает свой внешний вид, соотносит его с представлением об эталоне, устраняет неряшливость в своей одежде и внешности.

 Таким образом, складывается критическое отношение к своему облику, формируется правильная самооценка. Ребёнок постепенно начинает следить за своим внешним видом.

 Освоение культурно-гигиенических навыков связано с этическим развитием ребёнка дошкольного возраста.

 Взаимосвязано с формированием культурно-гигиенических навыков складываются и развиваются нравственные чувства. Малыши до трёх лет испытывают удовольствие от того, что они сначала выполняют действия вместе с взрослым, а потом самостоятельно.

 В четыре года удовольствие ребёнку доставляет правильность выполнения действия, что подтверждается соответствующей оценкой взрослого. Стремление заслужить одобрение, похвалу является стимулом, побуждающим малыша к выполнению действия.

 Оценить действие и только потом, когда он поймёт, что за каждым действием стоит правило, усвоит нравственную норму, соотнесёт её с действием, он начинает испытывать удовольствие от того, что поступает в соответствии с нравственной нормой. Теперь он радуется не тому, что он вымыл руки, а тому, что он аккуратный: "Я хороший, потому что всё делаю правильно!"

К числу основных условий успешного формирования культурно-гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых.

 Условия должны быть постоянными, а методические приемы, которые использует педагог, необходимо менять. "Будем умываться",- говорит в начале года воспитатель и показывает все: и как завертывать рукава, и как намылить руки, и как вымыть их, а затем вытереть. Все дети действуют под наблюдением и контролем взрослого. И так изо дня в день. В этой каждодневной деятельности совершенствуются культурно-гигиенические навыки, формируются привычки: мыть руки перед едой и после загрязнения, следить за своим внешним видом. Но дети становятся старше. И воспитатель постепенно предоставляет им все больше самостоятельности. Он переходит от прямых указаний к напоминанию, от показа к совету, от примера к методам, позволяющим развивать у детей осознанное отношение к правилам,- убеждению, разъяснению смысла правил. Только тогда, когда педагог учитывает постоянно возрастающий опыт детей, совершенствование их навыков, умение все более самостоятельно выполнять установленные правила, только тогда у них формируются устойчивые привычки, не разрушающиеся при переходе в новые условия. Если этого не учитывать, то у детей вырабатывается лишь умение подчиняться требованию взрослого. Но правильная организация умывания - это не только условие формирования культурно-гигиенических навыков (особенно в старших группах): ребёнок старшего дошкольного возраста может вполне самостоятельно тщательно умыться, привести себя в порядок, однако важно воспитывать при этом положительные взаимоотношения между детьми. В умывальной комнате дети всегда находятся в окружении сверстников. И воспитатель учит их проявлять внимание к тем, кто рядом, быть вежливыми, предупредительными. Например, посторониться, чтобы дать пройти товарищу, поднять упавшее полотенце и повесить на место, не отвлекаться, помня, что другие дети тоже должны своевременно умыться и сесть за стол, пропустить вперед дежурного, чтобы тот вовремя начал выполнять свои обязанности.

 Воспитывая нормы поведения за столом, педагог также учитывает, что, помимо привития детям культурно-гигиенических навыков, перед ним возникает целый ряд задач: формирование положительного отношения к сверстникам, культуры поведения в коллективе, скромности, вежливости, сдержанности. Для этого он использует разные ситуации. В воспитании навыков следует опираться и на хороший пример самих детей. Воспитатель обращает внимание малышей, на тех их сверстников, кто умеет хорошо мыть руки, аккуратно обращаться с вещами, самостоятельно одеваться, так как дети не всегда могут сами заметить это.

 В воспитании культурно-гигиенических навыков огромную роль играет педагогическая оценка, т. е. положительное иди отрицательное суждение педагога об отдельных поступках и поведении ребенка. Более широко воспитатель пользуется в своей работе положительной оценкой: одобрением, поощрением, похвалой. Одобрение поддерживает в детях желание в дальнейшем поступать так же, сделать еще лучше. Положительная оценка дается и в том случае, когда нужно показать успехи в овладении новыми навыками.

 Для привития культурно-гигиенических навыков во всех возрастных группах применяются показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях.

Широко используются, особенно в младшем возрасте, игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения.

Расти коса до пояса не вырони ни волоса… Водичка, водичка умой мое личико,… Права ножка, лева ножка - поднимайся понемножку. Что поставят, то и кушай. Хлеб - соль кушай, а добрых людей слушай. Ешь больше, проживешь дольше. Мило не мыло, а беленькое личико.

Малыш научился надевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т.д. То есть происходит укрупнение единиц действия, когда малыш работает уже не с одним элементом, а с их группой. Постепенно трудовые действия объединяются в сложные формы поведения. При этом он переносит отношение к себе на отношение к предметам, начинает следить за чистотой не только своего внешнего вида, но и своих вещей, за порядком.

Таким образом, можно утверждать, что сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности.

Критерии опрятной еды включают умение:

 1.     Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;

2.      Не крошить хлеб;

 3.     Пережевывать пищу с закрытым ртом; 4.      Не разговаривать с полным ртом; 5.      Тихо выходить по окончании еды из-за стола; 6.      Благодарить; 7.      Пользоваться только своим прибором.

 Мытья рук и личной гигиены включают умение: 1.      Мыть лицо, уши, руки 2.      Закатать рукава; 3.      Смочить руки; 4.      Взять мыло, намыливать до появления пены; 5.      Смыть мыло; 6.      Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку; 7.      Пользоваться расческой. Снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение:

 1.     Расстегнуть пуговицы; 2.      Снять платье (брюки); 3.      Аккуратно повесить; 4.      Снять рубашку и аккуратно её повесить на брюки; 5.      Снять обувь; 6.      Снять колготки, повесить на рубашку (платье); 7.      Надеть в обратной последовательности.

Умение пользоваться носовым платком: 1.      Знать назначение носового платка. Не использовать его как предмет игры. 2.      Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению. 3.      Находить носовой платок в кармане платья, кофты, рубашки, пальто и т. п. 4.      Самостоятельно доставать платок из кармана и использовать (в случае необходимости обращаться за помощью). 5.      Постепенно формировать умение разворачивать и сворачивать платок, аккуратно убирать его в карман. 6.      Обращать внимание на чистоту носового платка. 

Знать свою расческу и место, где она лежит: 1.      Показать функциональное назначение расчески и формировать навык ее использования. 2.      Учить спокойно относиться к процедуре причесывания, повторять ее по мере надобности (после сна, после прогулки, после пользования головным убором и т. п.). 3.      Позволять ребенку проявлять самостоятельность исходя из его желания ("Я сам!"). 4.      Переносить навык использования расчески в игровую ситуацию (с куклой), повторяя знакомое действие в сюжетно-отобразительной игре. 5.      Исключить возможность пользования чужой расческой.

Для привития культурно-гигиенических навыков педагоги применяют показ, пример, объяснение. Очень редко используют игровые приемы, а ведь содержание культурно-гигиенических навыков у детей этого возраста осваивается, прежде всего, в дидактических играх и игровых ситуациях.

 Для успешного формирования культурно-гигиенических навыков необходимы следующие условия:

организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки в дошкольном учреждении и дома (мебель, оборудование, соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования и т.д.);

разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов;

многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения). При этом характер действий должен быть неизменным, формы - разные;

индивидуальная работа с каждым ребенком, учет уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками;

организация ситуаций, обеспечивающих контроль над выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке действий;

безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований.

 Одним из ведущих приемов, который используется, является прием повторения действий, упражнений. Например, попросили перед мытьем:   Покажите, как вы засучили рукава или после мытья посмотрели, насколько чисто и сухо вытерты руки.

Широко используются, особенно в младшем возрасте, малые формы фольклора: потешки, пословицы и поговорки:

Расти коса до пояса, 

Не вырони ни волоса.

Расти, косынька, до пят, 

Все волосыньки в ряд.

Расти, коса, не путайся. 

 Дочка, маму слушайся.

Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтобы глазоньки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. * * * Права ножка, лева ножка Поднимайся понемножку Одному мигну, другому кивну, А третий сам догадается. * *  * Что поставят, то и кушай, а хозяина в доме слушай! Хлеб - соль кушай, а добрых людей слушай. Ешь больше, проживешь дольше. Мило не мыло, а беленькое личико. СОВЕТЫ МОЙДОДЫРА: - всегда мыть руки с мылом, причесываться -  кушать мытые овощи и фрукты; - когда чихаешь или кашляешь, закрывать рот и нос платком; - мыть игрушки после прогулки; - вытирать ноги, переобуваться; - делать зарядку; - не есть на улице; - мыть посуду после еды; - мыть руки после игры с животными.

 Таким образом, формирование культурно-гигиенических навыков — это необходимое условие успешного развития личности ребенка. Чем раньше ребенок освоит эту непростую науку, тем комфортнее ему будет в детском саду, тем увереннее он будет развиваться. Поэтому так важно придерживаться одинаковых требований к навыкам гигиены и самообслуживания в детском саду и дома, действовать совместно на благо.

Список используемой литературы.

  1. Белостоцкая Е.М., Виноградова Т.Ф., Гигиенические основы детей от трёх до семи лет. - М.,1987.
  2. Бархатова Л. Воспитание культуры поведения. - Дошкольное воспитание.

1989.

  1. Консультации для воспитателей http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac60.htm
  2. Петерина С.В. "Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста" - М. Просвещение
  3. Ядэшко В.И., Сохина Ф.А., Дошкольная педагогика – М. Просвещение,
свернуть

Консультация «Влияние природы на здоровье ребенка и безопасность при общении с ней»

Влияние  природы  на  здоровье  ребенка  и  безопасность 

 при  общении с  ней.

 

  Александрович Н.А., заместитель              

                                               заведующего по основной деятельности

 

          Мир, окружающий ребёнка, это - мир природы. Необходимо помочь ребёнку узнать прекрасный и таинственный мир природы, подружиться с ней, познакомиться с её особенностями, солнцем, воздухом, водой.

Неживая природа – это комплекс факторов, определяющих закаливание детского организма. Даже если не заниматься закаливанием планомерно, в системе, солнце, воздух, вода, земля оказывают своё влияние на здоровье ребёнка.

       Бегая босиком по дорожке, дети массажируют стопы ног, тем самым осуществляя профилактику плоскостопия, активизируя точки, оказывающие влияние на работу многих внутренних органов. Организуя пребывание под солнышком летом, мы способствуем выработке в организме витамина D, который так необходим детскому организму. Купание в открытых водоёмах укрепляет мышцы ребёнка, делает его более выносливым, предупреждает частые простудные заболевания, оказывает лечебное воздействие на опорно-двигательную систему. Возможность подышать чистым воздухом соснового леса, морского побережья поможет оздоровить дыхательную систему ребёнка, а воздух богатый кислородом – залог нормального функционирования сердечно-сосудистой системы.

         Рассматривая вопросы влияния природы на здоровье детей, нельзя не отметить богатство лекарственных средств, которые дарит нам природа: лекарственные растения, морская соль, лечебная глина, грязи, минеральная вода и многое другое.

         Однако нельзя бездумно окунуться в мир природы. Во всём нужно знать меру. Чтобы лечебные, оздоровительные свойства природы не обернулись бы против вас и вашего ребёнка.

      Поведение маленького ребёнка в природе подчас бывает сложным и противоречивым: имея самые добрые намерения, дети иногда совершают отрицательные поступки. Познавая окружающий мир, могут сорвать ядовитые растения попробовать их на вкус, взять  в руки и сильно сжать 

какое-нибудь насекомое, маленькое животное, а это может привести к травме животного, так и малыша. Поэтому мы должны не только дать детям знания о природе, воспитывать бережное отношение к ней, но и учить ориентироваться  в окружающей  природной  среде – в нашем общем Доме – и обеспечивать своё безопасное проживание с разными соседями – животными и растениями.

         В вопросе безопасного общения ребёнка с природой можно выделить ряд разделов.

1.Ухудшение экологической ситуации.

        Ухудшение экологической ситуации представляет определённую угрозу  здоровью  человека. Необходимо объяснить детям, что выполнение привычных требований взрослых (не пей некипячёную воду, мой фрукты и овощи, мой руки перед едой) в наши дни может уберечь от болезней, а иногда и спасти жизнь. Необходимо рассказать детям о том, что небезопасны для здоровья стали также такие традиционно чистые источники питьевой воды, как колодцы, проточные водоёмы, реки, поэтому не следует пить воду где бы то ни было без предварительной её обработки (отстаивание, кипячение, фильтрация).

2.Катастрофы природного характера.

        К катастрофам природного характера относят землетрясения, наводнения, ураганы, смерчи, извержение вулканов и т.д. Несмотря на то, что наша местность не является типичной для таких катастроф, дети должны знать, как обезопасить себя от этих явлений, как вести себя, если окажешься в зоне действия какой-либо катастрофы.

3.Природные явления

         Дети должны получить знания не только о разнообразных природных явлениях: дождь, снегопад, гроза и т.д., но и знать, что существуют определённые правила, выполнение которых поможет им сохранить своё здоровье и жизнь. Это такие положения, как:

         - нельзя мочить ноги в луже;        

         - не гуляй в промокшей одежде;

         - нельзя сбивать сосульки с крыши;

         - опасно стоять под сосульками;

         - осторожно ходи во время гололёда;

         - нельзя ходить на лёд открытого водоёма;

- во время грозы нельзя пользоваться мобильным телефоном, прятаться под высокие отдельно стоящие деревья;

- находиться на солнышке нужно только в головном уборе; 

4.Ядовитые растения.

     Задача педагога научить детей ответственному и бережному отношению к природе (не разорять муравейники, кормить птиц зимой, не трогать птичьи гнёзда, не ломать ветки), при этом объясняя, что не следует забывать и об опасностях, связанных с некоторыми растениями или возникающих при контактах с животными.

Детям необходимо дать знания о ядовитых растениях, которые растут в лесу, на полях и лугах, вдоль дорог, на пустырях. Для ознакомления с этими растениями можно использовать картинки. Другие наглядные материалы. Детям следует объяснить, что надо быть осторожными и отучиться от вредной привычки пробовать всё подряд (ягоды, травинки), так как в результате ухудшающейся экологической обстановки, например кислотных дождей, опасным может оказаться даже неядовитое растение.

        Дети должны узнать, что существуют ядовитые грибы, и научиться отличать их от съедобных.

      Следует объяснить им, что никакие грибы нельзя брать в рот или пробовать в сыром виде. Даже со съедобными грибами в последние годы происходят изменения, делающие их непригодными для еды. Особой осторожности требуют консервированные грибы, которые детям дошкольного возраста лучше вообще не употреблять в пищу.       

Для закрепления этих правил полезно использовать настольные игры-классификации, игры с мячом в «съедобное -несъедобное», соответствующий наглядный материал, а в летний сезон – прогулки в лес, на природу.

5.Контакты с животными.

       Необходимо объяснить детям, что можно и чего нельзя делать при контактах с животными. Например, можно кормить бездомных собак и кошек, но нельзя их трогать и брать на руки.  Можно погладить и приласкать домашних котёнка или собаку, играть с ними, но при этом учитывать, что каждое животное обладает своим характером, поэтому даже игры с животными могут привести к травмам, царапинам и укусам.

       Особенно осторожным должно быть поведение городских детей, которые впервые оказались в сельской местности. Им надо объяснить, что любые животные с детёнышами или птицы с птенцами часто ведут себя агрессивно и могут напугать или травмировать. И, конечно же, дети должны усвоить, что нельзя дразнить и мучить животных.

       Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим традиционные формы обучения, принятые в дошкольных образовательных учреждениях, могут использоваться лишь частично и больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определённого навыка поведения, опыта. Ведь всё, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

  Литература:

  1.Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. – СПб.: Детство-Пресс, 2012. – 224 с.  

2. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. «Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб: Детство-Пресс, 2008. – 264 с.

3. Маневцова Л.М. Мир природы и ребенок. – СПб: Детство-Пресс, 2011. – 180 с.

4. Новицкая В.А., Римашевская Л.С., Хромцева Т.Г. Правила поведения в природе для дошкольников. – М.: Академия, 2011. – 245 с.

 

свернуть

Консультация "Игры экологического содержания"

    Игры экологического содержания

Подготовила:

воспитатель дошкольного образования 

Котковская М.И.

           Мир природы удивителен и прекрасен. Однако, далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев. Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Дошкольное детство - период, в котором формируются базисные нравственные ориентиры, в том числе экологическая культура. В дошкольном возрасте складывается начальное представление окружающего мира: ребенок получает первое эмоциональное впечатление о природе, закладываются основы понимания закономерных связей: природа – человек. Для того, чтобы поведение человека было экологически грамотным и осмысленным, ему необходимо ещё в детстве овладеть определенным набором знаний и навыков поведения в природе.

         В связи с этим, игры экологического содержания помогут  сформировать представления детей о взаимодействии человека и природы, деятельности людей в природе, взаимосвязях, существующих в природе, поспособствуют воспитанию эмоционально-ценностного отношения к природе, выработке навыков культуры поведения в окружающей природной среде. Самые первые игры по экологическому воспитанию с ребенком проводят родители, порой сами того не подозревая. Прогулки на природе – в лесу,  парке, на озере  часто сопровождаются осмотром окружающих деревьев, цветов, насекомых, словом, всего того, что заинтересовало ребенка  в данный момент. Главное, чтобы вы сами любили окружающий мир, могли донести своему малышу эту любовь.

Предлагаем Вам различные виды игр экологической направленности, которые Вы сможете использовать для развития и воспитания своих детей дома, на даче, на прогулках, в лесу, в транспорте, на пикнике, на пляже…

«Что было бы, если из леса исчезли…». Родитель предлагает ребенку  убрать из леса насекомых и подумать что произойдет:  Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы? Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

«Береги природу». Родитель предлагает из нашего мира убрать что либо, например, солнце, облака, реки, леса и так далее, а ребёнок должен рассказать (можно с Вашей помощью), что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет названного объекта.

«Вглядись, расскажи, нарисуй». Ребенок совместно с родителем выбирает объект, который они могут наблюдать ежедневно. Каждый день ребенок наблюдает за выбранным деревом или кустом, замечая любые изменения, которые произошли непосредственно с объектом или рядом с ним (муравейник, паутина, гнездо). Эти наблюдения предлагается зарисовывать в альбоме. Важно, чтобы ребенок не просто фиксировал увиденное, но и выражал свои эмоции по отношению к наблюдаемому объекту. 

«Скорая помощь» (экологическая игра на природе). Осмотреть с ребенком «пациентов» — деревья и кустарники, заметить изувеченные ветки и оказать необходимую помощь.

«Прятки с деревом». Нужно найти дерево, которое больше всего понравилось, пусть ребенок запомнит его по запаху, потрогает кору. Затем малыша нужно отвести в сторону, завязать ему глаза и подвести к другому дереву. Пусть он найдет несоответствие и объяснит его.

 

«Четвёртый лишний». Вы называете  объекты природы, ребёнку нужно найти лишний объект и обосновать свой выбор: волк, заяц, ёж, муха; синичка, снегирь, змея, воробей; бабочка, стрекоза, енот, пчела; пчела, стрекоза, енот, пчела; трекоза, кузнечик, пчела, божья коровка; лягушка, комар, жук, бабочка;щука, сорока, кит, дельфин; курица, лиса, собака, кошка.

«Земля, вода, воздух». Родитель бросает мяч ребёнку и называет объект природы, например, «срока». Ребёнок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. В ответ на слово «дельфин» - ребёнок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и так далее. Возможен и другой вариант игры: родитель называет слово «воздух». Ребёнок, поймавший мяч, должен назвать птицу. В ответ на слово «земля» - животное, обитающее на земле: на слово «вода» - обитателя рек, морей, озёр и океанов.

«Вершки-корешки». Вы называете овощи, ребёнок делает движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, он поднимает рук вверх. Если овощ растёт на земле – руки опускает вниз.

       В семье можно широко использовать дидактические игры природоведческого содержания. В каждом доме найдутся настольно-печатные игры, например: «Лото цветов», «Чьи ушки?», «Дикие, домашние животные », «Зоопарк» и другие. Время от времени на досуге играйте с детьми в эти игры. Это поможет ребёнку запомнить названия растений и животных. Кроме того рассматривая карточки лото, вместе вспомните, где вы видели такие растения, где встречали таких животных: поговорите об их особенностях и образе жизни, среде обитания, повадках. Организуя различные игры, помните, что ребёнок будет активен и получит удовольствие лишь в том случае, если игра ему интересна, основана на знакомых вещах.

Источники:

- Казаручик, Г.Н. Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников /Г.Н. Казаручик. –Москва: Дошкольная педагогика, 2008.

- Варивода, В.С. Экологическое воспитание дошкольников/В.С.Варивода.-Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер»,2009

Федотова А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2014. – 112с.

свернуть

Консультация «Семейное воспитание - первая ступень патриотического воспитания дошкольника»

Консультация для родителей

«Семья - первая ступень патриотического воспитания дошкольников»

                                             

                                                                                                                                               Подготовила:

Александрович Н.А.,

        заместитель заведующего

по основной деятельности

                                                 

           В гражданско-патриотическом воспитании ребёнка огромную роль играет семья. Высказывание Ф. Бекона «Любовь к Родине начинается с семьи» как нельзя лучше характеризует семью, ее важнейшую функцию – воспитание и развитие детей.

        Семья является ячейкой общества, в семье происходит социализация подрастающего поколения. Жизнь каждой семьи – это часть жизни страны. Первые уроки гражданственности дети получают в семье. Уважение в семье и детском саду достоинства ребёнка, отказ от командных форм общения с ним – важные условия воспитания гражданственности.

      «А что такое гражданин? Отечества достойный сын!» — писал великий поэт Николай Алексеевич Некрасов. Гражданин – это личность, нравственно свободная.

Гражданственность, патриотизм – это чувства неразрывной связи с Родиной, сознание ответственности за её безопасность и процветание. Воспитать гражданина и патриота – это значит подготовить растущего человека к участию в решении текущих и перспективных задач нашего государства, к управлению его делами, подготовить защитника страны. С чего же начинается патриотическое воспитание в семье? Да со слов ребёнка "Мама, а что здесь было раньше?"  В этот момент начинается процесс воспитания знание истории, в том числе знание своей малой родины. Изучать с детьми места, где ты живёшь, любить бродить по знакомым улицам, знать, чем они славятся - задача, которая вполне по плечу любой семье. Каждая прогулка может стать средством формирования возвышенных чувств. История обладает особым очарованием для ребёнка, потому что она заставляет прорости корнями в ту землю, ради которой жертвовали жизнью его предки. Рассказывая и показывая детям семейные реликвии, знакомя с семейными традициями - в эти минуты и часы дети чувствуют себя единым целым, неотъемлемым от всей семьи.  Взаимоотношения в семье влияют на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Ребёнок видит, как строятся отношения между родителями и более старшим поколением — бабушек, дедушек. Он непроизвольно принимает эти установки. Неуважение к пожилым людям со стороны родителей пагубно повлияет на формирование его нравственных ценностей и непременно скажется на его отношении к своему Отечеству. «Лучшее средство привить детям любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов», — писал французский философ Шарль Монтескье. Любовь к Родине начинается с любви к отцу, маме, бабушке, деду, сестре, брату и другим близким людям. Ценности, признанные в семье и усваиваемые ребенком с первых лет, имеют огромное значение для человека в любом возрасте. Только родители и старшие члены семьи на личном примере могут научить ребенка любить своих близких и уметь заботиться о них, привить трудолюбие, развить активную жизненную позицию, лидерские качества, способность брать ответственность на себя, сопереживать и сочувствовать,  проявлять при необходимости   настойчивость и твердость. Если в семье ребенок не научится с пониманием и любовью относиться к близким, а привыкнет следовать только своим прихотям и желаниям, если он с детства привыкнет только брать, но не научится отдавать, то в этом случае и речи не будет о формировании гражданства или патриотизма.

      Главное в воспитании юного гражданина — достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. А для этого необходимо находить время для общения. В наше время, когда поток информации, получаемой ребёнком извне, трудно проконтролировать, приобретает наибольшее значение родительский авторитет, поэтому главным фактором успешного воспитания гражданина и патриота в семье является гражданское поведение, нравственная чистота, дела и поступки взрослых, которые окружают ребёнка. В помощь семье при воспитании гражданина приходит детский сад. Именно здесь начинаются первые шаги в познании и участии ребенка в общественной жизни страны. Именно детский сад изначально берёт на себя функции по формированию понимания ребёнком справедливости, а также дает возможность оценить гражданские поступки отдельных людей.

       Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание подразумевает развитие высоких нравственных и моральных ценностей. Гражданин – это человек, который сочетает в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, человек, который уважает права и свободы, традиции и культуру других людей, других народов, который проявляет национальную и религиозную терпимость.  Поэтому кропотливые усилия родителей, а также педагогов и всего общества в воспитании ребенка, в целом обязательно приведут к формированию благородной личности, которая до самого конца будет осознавать свою причастность к судьбе Отечества. Спустя двадцать лет сегодняшние дети вырастут и станут руководителями производства и страны. От того, как они будут воспитаны, зависит – какой будет наша страна, родина. Поэтому сегодня мы должны воспитать патриотов, Граждан Беларуси с большой буквы!

Источники:

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании: 13 января 2011 г. № 243-З : – принят Палатой представителей 2 декабря 2010 г.: одобр. Советом Респ. 22 декабря 2010 г. – Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2011.
  2. Василевич, Г.А. Я – гражданин Республики Беларусь: пособие для учащихся учреждений общего среднего образования // Г.А. Василевич, В.А. Мельник, В.В. Буткевич, Н.Г. Ванина, О.В. Ванина, Н.Н. Янушевич . – Минск РУП «Издательство “Адукацыя і выхаванне”», 2019.

    3. Воронецкая Л.Н. Пролыгина Н.В. Маленькие патриоты большой страны. Организация работы по патриотическому              воспитанию детей          от 3 до 5 лет. В 2 частях.

 

свернуть

Права и обязанности родителей

КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ О БРАКЕ И СЕМЬЕ https://etalonline.by/document/?regnum=HK9900278

 

 

свернуть
Меню раздела