Музыкального руководителя

Консультация «Влияние музыки на развитие математических способностей»

 

Влияние музыки на развитие математических способностей

                                                            Подготовила

музыкальный руководитель

                                                            Шатюк С.Л.

 

      Математика и музыка – два предмета, два полюса человеческой культуры. Слушая музыку, мы попадаем в волшебный мир звуков. Решая задачи, погружаемся в строгое пространство чисел. И не задумываемся о том, что мир звуков и пространство чисел издавна соседствуют друг с другом.

Знание основ музыки приводит к развитию логически точного мышления, наподобие математики. Ещё в Древней Греции математика и музыка назывались родными сёстрами, а со времён Пифагора музыка наряду с арифметикой, геометрией и астрономией входила в число изучаемых наук.

Дети, обучающиеся игре на музыкальных инструментах, показывают значительно лучший результат в решении задач, требующих вовлечения пространственно-временной ориентации, зрительно-моторной координации и знания арифметики. Отчасти это связано с количеством пересечений между музыкальными и математическими навыками. Например, понятие «часть–целое», необходимое для понимания обыкновенных, десятичных дробей и процентов, в большой степени относится к пониманию ритма. Грамотный музыкант обязан постоянно мысленно разбивать ритм на равные составляющие, контролировать его, чтобы правильно отображать ритмический рисунок произведения, состоящий из различных длительностей (целые, половинные, четверти, восьмые, шестнадцатые и т.д.). Контекст разный, но структура задачи, по существу такая же, как и у любой математической задачи, использующей понятие «части–целого».

Связь между физическим исполнением музыки и большими математическими способностями доказана исследованиями, демонстрирующими, что дети, которые играют на музыкальных инструментах, могут выполнять более сложные арифметические действия по сравнению с теми детьми, которые на них не играют. Кропотливое изучение музыкального произведения, внимание к деталям, дисциплина, которые требуются для того, чтобы научиться играть на инструменте, также являются отличной основой для развития сильных математических навыков. Игра на музыкальном инструменте развивает «мелкую моторику», которая тесно связана с  зонами в головном мозге. Вот почему систематическая тренировка пальцев, игра одновременно обеими руками способствует развитию мелкой моторики и заодно развивает мышление, память, математические способности. Занятия музыкой помогают гармоничной работе обоих полушарий мозга, что повышает общий уровень интеллекта ребенка и академическую успеваемость в целом.

Прослушивание музыкальных произведений также благоприятно действует на развитие математических и логических способностей у детей. Это связано с тем, что музыкальное восприятие очень сложно, а сама музыка очень многообразна. Для того, чтобы услышать, понять и принять музыку, необходимо поймать её на слух, уловить ритм, громкость, интонации мелодии. При прослушивании музыкального произведения работают сразу несколько отделов головного мозга.

Есть много понятий, которые являются общими как для музыки, так и для математики. Например:

  1. Ритм. Ему подчиняются и числа (понятие кратности ритмично: числа, кратные трём, укладываются в размер ¾).
  2. Дроби. Длительности звуков основаны на дробях, их легко перевести в числа (половинная - ½ ).
  3. Вариации. Числа, как и музыкальную тему, можно записать разными способами.
  4. Параллельность. Разные голоса в хоре и партии разных инструментов в оркестре не «пересекаются».

 Математика и музыка – две системы мышления, тесно связанные между собой: музыка делает человека более уверенным и эмоциональным,  обогащает умственно, способствует  духовному развитию, а математика в свою очередь - это инструмент познания, воплощающий порядок и логику.

Математика и музыка – это уникальный инструментарий, описывающий мир. Дети, которые занимаются музыкой, лучше усваивают математику, а кто понимает математику, тому легче изучать музыкальные законы.

Занимаясь музыкой, человек занимается математикой. Хороший математик - это всегда хороший музыкант, потому что логика чисел, с которой постоянно общаются математики, связана с логикой развития музыкальных фраз.

Занимаясь музыкой, человек развивает и тренирует свои математические способности, значение которых в наш прагматический век оспаривать невозможно.

 Источники:

1.Деплан И. Я. Мир чисел. М.: «Просвещение», 2005

  1. Жмудь Л. Я. Пифагор и его школа М.: Наука, 1990, 192с.
  2. Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1. – Э68-е изд., испр./Глав.

Ред. М.Д. Аксенова. – М..6 Аванта +, 2006 – 688 с.: ил.

  1. Энциклопедический словарь юного музыканта Э68/сост. В.В. Медушевский,

О.О. Очаковская. – М.: Педагогика, 2007. – 352с., ил.

  1. Энциклопедический словарь юного математика. М.; «Педагогика» 1985г
  2. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка /авт. А.С. Кленов. Под общей ред. О.Г. Хинн. – М.: ООО Фирма «Издательство АСТ», 2010. – 46
свернуть

Консультация «Развитие  эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста посредством музыки»

Развитие  эмоциональной отзывчивости

детей дошкольного возраста посредством музыки

      Огромная роль в развитии эмоциональной сферы дошкольников принадлежит музыке. С помощью музыки ребенок эмоционально и личностно познает себя и других людей; осуществляет художественное познание окружающего мира; реализует творческий потенциал. Наряду с художественной литературой, театром, изобразительным искусством музыка выполняет важнейшую социальную функцию, поэтому очень важно, чтобы первое общение ребенка с музыкой в дни раннего и дошкольного детства окрасилось для него светлой радостью, вызвало положительные эмоции, потребность новой встречи с прекрасным.

      Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру музыки. Огромное значение в связи с этим приобретает личность воспитателя. От его нравственного облика, уровня знаний, профессионального мастерства и опыта зависит конечный результат воспитания дошкольника.

        Известный русский психолог Л.С. Выготский говорит, что эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка. Вот почему всесторонней подготовке педагога, его приобщению к миру музыкального искусства придается такое большое значение.

Факт воздействия музыки на ребёнка физиологически – успокаивающе или возбуждающе был доказан крупнейшим физиологом В.М. Бехтеревым. На основании опытов он сделал вывод, что ребёнок реагирует на звуки музыки задолго до развития речи. В работах известных педагогов-музыкантов Э.Б. Абдуллина, Д.Б. Кабалевского, О.П. Радыновой, В.Г. Ражниковой, Н.А. Ветлугиной, подчеркивается особая значимость эмоционально-образной сущности музыки, её роль в становлении эмоциональной сферы личности.

       Главным показателем музыкальности классик отечественной психологии Б.М. Теплов считал эмоциональную отзывчивость на музыку.  Он отмечал, что «центром музыкальности является способность ребенка эмоционально отзываться на музыку. С ее помощью происходит эмоциональное и личностное познание себя и других людей; осуществляется художественное познание окружающего мира; реализуется индивидуальный творческий потенциал».

       Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей в современном мире стоит достаточно остро. Часто приходится наблюдать, как многие из нас не хотят видеть переживания и боль окружающих людей, не хотят проявить своё сочувствие и сострадание. Более того, регулярно сталкиваешься с ситуациями, когда дети испытывают радость от причиненной боли сверстникам, животным, при этом стремятся данное поведение снять на мобильные телефоны, показать свою значимость в глазах сверстников. Из этого следует, что теряются нравственные ориентиры, что мы — взрослые не смогли вовремя развить эмоциональную отзывчивость, доброжелательность. Надо ли развивать эмоциональную отзывчивость? Безусловно, надо, ведь страшный дефицит нашего времени — дефицит доброты! Это явление имеет непосредственно отношение к наиболее значимой проблеме — психологическому здоровью детей.

Использование разнообразных методов и форм организации музыкальной деятельности детей, в ходе которой обогащаются знания детей об эмоциях, накапливаются опыт восприятия и исполнения, различных по характеру музыкальных произведений, опыт переживаний различных эмоциональных состояний, способствуют развитию эмоциональной отзывчивости дошкольников на музыку.

Если дети любят музыку, сроднились с ней, чувствуют в ней потребность, тогда музыка начинает звучать в группе по инициативе самих детей в различные моменты их деятельности, вызывая радостное ощущение жизни. Для этого необходимо, чтобы дети имели определенный запас песен, игр, хороводов, исполняли мелодии на детских музыкальных инструментах. Вся эта доступная ребенку музыкальная деятельность и должна быть предметом внимания воспитателя группы. При этом очень важно, чтобы он сам имел музыкальный слух, владел всем детским репертуаром, играл на различных детских музыкальных инструментах, мог показать образец исполнения. Во многом от воспитателя зависит, чтобы музыка вошла в жизнь детей, стала их насущной потребностью. Воспитатель, любящий музыку, использует аудиозаписи, поет детям, прививает им навыки слушания музыкальных произведений, вовлекает в пение. Практика показывает, что в такие моменты создается особое настроение, эмоционально сближающее детей и педагога, возникает непринужденная задушевная беседа, непосредственные высказывания детьми своих мыслей, впечатлений, желаний; укрепляются дружеские чувства.

     Музыка – это особый ключ к достижению гармонии в эмоциональном мире ребенка, несомненный ресурс в становлении эмоциональной сферы личности, который может стать неотъемлемой частью его жизненного опыта.

      Важным срeдствoм в дaльнeйшeм рaзвитии эмoциoнальной oтзывчивocти дeтeй являeтcя испoльзoвание музыкальнo-дидaктичecких игр и применeние игрoвых ситуaций в прoцессе музыкaльной деятельнoсти.

Вот некоторые из них:

  1. «Три цветка», дидактическая игра на определение характера музыки.

Цель: закрепление понятия о характере музыки; формирование эмоциональной отзывчивости.

Игровой материал: Три цветка из картона (в середине цветка нарисовано "лицо" - спящее, плачущее, или весёлое), изображающих три типа характера музыки:

  • добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная);
  • грустная, жалобная;
  • весёлая, радостная, плясовая, задорная.

Можно изготовить не цветы, а три солнышка, три тучки, три звёздочки и т.д.

  1. «Нарисуй мелодию»(беспредметное рисование)

Оборудование: Листы бумаги формата А4, акварельные краски, широкие колонковые или беличьи кисти №8, 10.

Музыкальный репертуар: Л. Делиб «Пиццикато», Л. Бетховен «Лунная соната» I часть.

Методические приемы: Дети слушают музыку с закрытыми глазами. Затем открывают глаза и рисуют под музыку. Таким образом, они выражают в рисунках контрастные эмоциональные состояния (радость, грусть).

Для того чтобы развить эмоциональную отзывчивость детей на музыку, необходимо строить занятия так, чтобы дети как можно чаще были включены в активную деятельность, выполняли творческие задания, упражнения, которые способствуют развитию воображения и требуют постоянного выражения отношения к музыке, себе и другим людям. Детей, способных проявить фантазию, а также тех, кто способен эмоционально реагировать на музыку, в домашней обстановке и в отношениях со сверстниками окружает теплая и доверительная атмосфера, а значит, понижается и уровень тревожности, что немаловажно для каждого педагога и родителя.

В.А. Сухомлинский писал: «Слово должно настроить чуткие струны сердца…Объяснение музыки должно нести в себе что-то поэтическое, что-то такое, что приближало бы слово  музыке».

Одной из форм непосредственного отклика на музыку может являться детский рисунок. Л.С. Выгодский говорит, что «ребенок обращается к рисованию не случайно, а потому, что именно рисование представляет ему возможность легко выразить то, что им владеет...»

С.К. Кожохина считает, что рисунок ребенка несет в себе информацию о психическом развитии, возрастных, половых и индивидуальных особенностях, условиях жизни, воспитания и обучения [2, 17].

Диагностическое обследование дошкольников показало, что цвето - слуховые ассоциации возникают у детей на пятом году жизни. Они легко улавливают связь между высокими звуками и светлыми красками и низкими, мрачными звуками и темными красками.

С.П. Козырева (1985 г.) говорит, что «настроение музыки в рисунках детей чаще всего передавалось с помощью колорита, цвета, громкость, сила звучания – с помощью величины изображения, темп – динамичности движения…»

Выражение характера музыки в предметном, сюжетно-образном рисовании предполагает достаточно высокий уровень владения изобразительными умениями. В противном случае все внимание в момент рисования будет направлено не на выражение музыкального характера, а на освоение сложной художественной формы.

Беспредметное рисование наиболее доступно детям, т.к. не отвлекает на решение сложных изобразительных задач, позволяя  каждому подстраиваться к музыкальным интонациям на уровне чувствования «кончиком пера». Здесь линии и цвета действительно поют, скачут, кружатся вместе с кисточкой. Однако даже такой нехитрый способ рисования дети должен хорошо освоить еще до того, как он станет средством передачи музыкального образа, примет на себя функцию своеобразного усилителя эстетических переживаний.

Согласно методам уподобления характеру музыки О.П.Радыновой нами была разработана серия заданий для выявления особенностей проявления эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности.

  1. Музыкальное лото

Цель. Различать характер музыки (веселая – спокойная – грустная).

Оборудование. Карточка из плотного картона (размер 21 – 7 см) разделена двумя линиями на три квадрата: на первом изображен ребенок с веселым, улыбающимся лицом; на втором – со спокойным выражением лица; на третьем – с грустным. Три фишки с цифрами 1, 2, 3.

Музыкальный репертуар. Д. Шостакович «Вальс-шутка», Л.В. Бетховен «Колыбельная», П. Чайковский «Болезнь куклы»

Инструкция к проведению. Дети слушают пьесу веселого, грустного или спокойного характер и с помощью карточек определяют ее характер (закрывают фишкой соответствующее изображение на одном из квадратов карточки). Цифры на фишках показывают последовательность исполнения пьес.

  1. «Танцующая кисточка» (беспредметное рисование)

Цель. Выразить в рисунках контрастные эмоциональные состояния (радость, грусть).

Оборудование. Листы бумаги формата А4; акварельные краски, широкие колонковые или беличьи кисти №8,10.

Музыкальный репертуар. Л. Делиб «Пиццикато», Л. Бетховен «Лунная соната» первая часть.

Методические приемы. Дети слушают музыку с закрытыми глазами. Затем открывают глаза и рисуют под музыку (два, три повтора).

  1. «Полянка»

Цель. Передавать характер звучания музыки в цветовых ассоциациях.

Оборудование. Два больших листа ватмана, тонированные в зеленый цвет, с прорезями для цветов. Насекомые разного цвета по два набора для мальчиков и девочек (бабочки, муравьи, стрекозы и др.).

Музыкальный репертуар. Э. Григ «Утро»

Методические приемы. Обратить внимание детей на летние полянки, которые нужно оживить с помощью насекомых. Насекомые разложены на столе.

  1. Двигательная импровизация под музыку

Цель. Передавать характер звучания музыки в танцевальных движениях.

Оборудование. Предметы для импровизации: лоскутки материи, полоски бумаги разного цвета, разных размеров, шифоновые шарфики, шишки, палочки, цветные листья.

Музыкальный репертуар. «Рондо Венециано» «Гармония».

Методические приемы. Детям предлагается представить себя осенним листьями, танцующими под музыку.  Но прежде чем включится в движение вместе со звучащей музыкой, им нужно выбрать предметы, которые у них будут в руках и которые смогут украсить их танец. Эти предметы заранее разложены на стульях, стоящих вдоль стен зала. На протяжении импровизации дети могут менять выбранные предметы, постепенно подбирая к музыке. После завершения звучания детям предлагается повторить танец, но в более упорядоченном виде. Дети с выбранными предметами в руках встают в общий круг. С началом звучания музыки каждый из них по очереди на короткое время становится ведущим в центре круга, импровизируя движения. Стоящие в кругу дети копируют движения ведущего.

  1. Оркестровка

Цель. Передавать характер звучания музыки через игру на детских музыкальных инструментах.

Оборудование. Колокольчики, бубенцы, треугольники, палочки, маракасы, барабаны, тарелки, бубны.

Музыкальный репертуар.  П.И. Чайковский «Камаринская»

Методические приемы. Детям предлагается послушать музыкальное произведение. После прослушивания подумать, на каких музыкальных инструментах можно сыграть эту музыку. Выбрать музыкальный инструмент для оркестровки. Оркестровка музыкального произведения.

  1. Автопортрет

Цель. Выражать эмоциональную отзывчивость на музыку через рисование своих эмоций.

Оборудование. Листы бумаги формата А4, цветные карандаши.

Музыкальный репертуар. П.И. Чайковский «Подснежник»

Методические приемы. Детям предлагают послушать музыкальное произведение и нарисовать себя так, чтобы было понятно настроение, появившееся после прослушанной музыки. После работы мальчики и девочки поясняют свои рисунки.

В ряде работ последних лет (Е.А. Дубровская, А.И. Катинене, О.П. Радынова, Р.М. Чумичева, Л.Н. Школяр и др.) исследователи отмечают, что при создании определенных психолого-педагогических условий дети, откликаясь на музыку и адекватно воспринимая ее содержание, активируют не одну – две реакции, а пользуются «палитрой» эмоциональных переживаний.

Список литературы

  1. Анисимов, В. П. Палитра эстетической деятельности в развитии эмоционально-нравственной культуры [Текст] / В. П. Анисимов // Музыкальная палитра. – 2006. -  №4. – С. 5-6.
  2. Кожохина, С. К. Растем и развиваемся с помощью искусства [Текст] / С. К. Кожохина. – СПб. : Речь, 2006. – 211 с.
  3. Палавандашвили, М. Л. Формирование чувства ритма у детей 5-7 лет [Текст] / М. Л. Палавандашвили. – М., 1972.
  4. Петрушин, В. И. Музыкальная психотерапия [Текст] / В. И. Петрушин. – М.: Владос,  2000. – 176 с.
  5. Радынова, О. П. Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры [Текст] / О. П. Радынова // Музыкальный руководитель. – 2005. – №1. – С. 4.
  6. 6.Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 2. Эмоции и их развитие в детском возрасте. М.: Педагогика, 1982. С. 416-436

 

свернуть

Консультация «Воспитание экологической культуры детей средствами музыки»

                «Воспитание экологической культуры детей   средствами музыки»

Подготовила:

музыкальный руководитель

Шатюк С.Л.

              Дошкольное детство - пора наиболее оптимального приобщения к миру прекрасного. Важно не только научить понимать и любить искусство, но и через музыку, живопись, литературу видеть прекрасное в окружающем нас мире. Первостепенное значение в развитии способности к эмоциональному восприятию окружающего мира имеет музыка. Недаром тема природы издавна привлекала музыкантов. Ещё древний человек ощущал себя частью природы, а с течением времени, с развитием цивилизации эта связь разрушилась, но человек начал размышлять о том, в каких отношениях с природой он находится. Тема природы по-разному проявлялась в живописи, в стихах и музыкальных произведениях разных периодов, направлений. Природа дарила звуки, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьев, в шуме грозы, шуршании листвы, завывании вьюги. Эти звуки нашли воплощение в лучших произведениях музыкального искусства разных эпох. Музыка выполнила роль ключа, который открывает мир, объединяя видимое и слышимое, расширяя границы интеллекта и чувства.

             Приобщить ребёнка к миру природы, содействовать развитию у детей экологических культуры средствами классической музыки, живописи и литературы, представляющими образы природы в разное время года. Воспитывать у детей чувство причастности к окружающей их красоте природы, формировать внимательное, заботливое, бережное отношение к окружающему миру природы -  важнейшие основные цели экологического воспитания.

Задачи следующие:

1.воспитывать интерес и любовь к классической музыке, изобразительному искусству, литературе в их взаимосвязи с окружающей природой и в комплексе оказывающих на детей глубокое эмоциональное воздействие; 2.показать возможности разных видов искусства в передаче картин природы в разное время года;

3.воспитывать внимательное и бережное отношение к окружающей природе, развивать мышление, воображение через приобщение к разным видам искусства;

4.развивать творческие способности детей через реализацию их творческих замыслов в процессе восприятия музыкальных произведений и художественного творчества.

 

      Рассмотрим задачи и основные этапы воспитания эстетического отношения к природе средствами музыки.

       Одной из важных задач нравственно-эстетического воспитания дошкольников является воспитание у них эстетического отношения к искусству, а через него – ко всему окружающему (природе, труду, быту).

        Музыкальное искусство, как любое другое, помогает детям постигать красоту окружающей природы, способствует обогащению их жизненного опыта, вызывает разнообразные эмоциональные переживания.

          Впечатления, накопленные от восприятия природных явлений, а также музыкальные впечатления дети переносят в свою художественную деятельность. А их основе у ребенка формируются художественные интересы, склонности, способности, развивается эстетический вкус.

         В детском саду важно развивать нравственно-эстетическое отношение детей к окружающему, к природе. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты.

         Нравственно-эстетическое отношение детей к окружающему предполагает эмоциональный отклик на все прекрасное, выражение добрых чувств, бережное отношение ко всему живому, оценку красивого и в природе и в искусстве (оценка красивых, гармоничных сочетаний, красок, звуков и т. д.)

         Наблюдения показывают, что старшие дошкольники способны воспринимать, чувствовать красивое в окружающем. Это проявляется в особом интересе к явлениям природы, животным, в способности устанавливать связи между восприятием природных явлений и их отображением в искусстве.

         Решая задачи нравственно-эстетического воспитания дошкольников, важно учитывать существующие взаимосвязи между природными явлениями и их художественным воплощением в музыкальном искусстве, в практической музыкальной деятельности детей, а также возможности влияния музыки на развитие у детей нравственно-эстетических качеств. Музыка обычно отражает окружающую действительность: выразительные интонации человеческой речи, звуки, передающие особенности природных явлений (шум моря, журчание ручья, пение птиц и т. д.).

       Развитие у детей способности определять характер музыки, её выразительные особенности, яркий музыкальный образ позволяет устанавливать взаимосвязь между эстетическими качествами природы и художественным воплощением ее образов в музыке.

       Установить такую взаимосвязь помогает музыкальный репертуар, содержащийся в «Программе  дошкольного образования». В него входят произведения разных жанров (музыка для слушания, пения, движений, игры на детских музыкальных инструментах, разные по тематике, произведения классические и современные, народная музыка, в которых содержатся яркие, запоминающиеся музыкальные образы, доступные детям и вызывающие у них различные эмоциональные переживания.

        Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. Так, в песне «Листопад» (муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко) рисуется картина осени. Мягкая, неторопливо звучащая мелодия песни вызывает одновременно чувство грусти и чувство любования картиной осенней природы.

         Совсем другое настроение, связанное с образом весны, передано в песне «Пришла весна»(муз. З. Левиной, сл. Л. Некрасовой). В ней слышится пение птиц, журчание ручья, чувствуется тепло весеннего солнца.

         Планируя занятия по музыкальному воспитанию, необходимо использовать в работе с детьми такие методы и приемы, которые направляют внимание детей на те или иные явления, отраженные в музыке, развивают способность сравнивать реальные образы окружающего с художественными образами музыкальных произведений.

          Наблюдая природу в естественных условиях (на участке детского сада, на прогулке, дети с помощью воспитателя стараются отмечать сезонные изменения в природе, разнообразие красок, звуков и форм. Благодаря наблюдениям и беседам о природе у детей накапливаются интересные зрительные и слуховые впечатления, которые позволяют им более эмоционально и осознанно воспринимать музыкальные произведения, в которых переданы образы природы, а также отражать эти впечатления в музыкальной деятельности (при исполнении песен, танцев, игр, в творческих импровизациях).

         Кроме непосредственного наблюдения за природой, можно организовывать просмотр фотографий, репродукций с картин художников, на которых изображены разнообразные картины природы. Просмотр этих материалов может сопровождаться музыкой, которая усиливает переживания ребенка, его впечатления от увиденного, помогает связать зрительные образы с образами музыкальными. Очень внимательно нужно подойти и к отбору муз. произведений. По своему содержанию они должны соответствовать той зрительной информации, которую получает ребенок. Слушание музыки, ощущение красоты музыкальных звуков вызывает у детей ответное чувство сопереживания и не может не влиять на формирование у них мотивов нравственного отношения ко всему, что их окружает.

          Известно, что восприятие инструментальной музыки, где отсутствует литературный текст, довольно сложно, поэтому иногда можно использовать прием включения художественного текста, соответствующего содержанию музыки. Это помогает детям лучше почувствовать характер музыкального образа. Впоследствии дети стремятся отобразить свои музыкальные впечатления, свое отношение к музыкальным образам в рисунках. В рисунках детей, в их высказываниях чувствуется, что они неравнодушны к тому, что изображают. В песенных импровизациях дети учатся передавать настроение, созвучное образам природы: грустное, лирическое в связи с наступлением осени или радостное, оживленное в связи с пробуждением природы весной.

         Планируя самостоятельную художественную деятельность детей, педагог учитывает полученные детьми впечатления, знания и навыки, приобретенные на музыкальных занятиях, и поощряет их к исполнению знакомых песен, попевок, игр, связанных с образами природы, импровизациям на детских музыкальных инструментах.

        Большую роль в воспитании у детей эстетического отношения к природе могут сыграть комплексные занятия, которые дают представление о том, как один и тот же образ может быть выражен средствами разных видов искусства. На таких занятиях дети проявляют свое отношение к различным явлениям природы (исполняя песни, стихи, драматизируя сюжеты песен, сказок, передавая образы природы, животных в рисунках, лепке и т. д.

Так дети получают разнообразные впечатления о природе, учатся видеть ее красоту, сопоставляя реальные образы с образами художественными, дают им оценку. В результате высказывания детей становятся более интересными, в них выражается определенное отношение ребенка к тому, что он воспринимает. Образы природы помогают детям глубже понимать музыкальные произведения, а приобретенный опыт музыкального восприятия способствует более внимательному и заинтересованному отношению к окружающему.

 

       Итак, музыкальная непосредственно-образовательная деятельность способствует эколого-эстетическому развитию ребенка, помогает ему постигать мир природы через музыкальные образы, сопоставлять свои впечатления о природе с чувствами других людей, авторов музыки, учат выражать свои чувства языком звуков.

                                                      «Красота музыки имеет своим источником                               

                                                        красоту окружающего мира.

                                                        Пусть ребенок  чувствует красоту и                   

                                                        восторгается ею, пусть в его сердце и в            

                                                        памяти навсегда сохранятся образы, в

                                                        которых воплощается Родина.»                          

                                                                                           В.А.Сухомлинский:

 

Источники:

1. Экологическое воспитание в детском саду. – М.: Карапуз, 2000.

2. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.2. 

свернуть

Консультация "Патриотическое воспитание посредством музыкальной деятельности"

Патриотическое воспитание посредством музыкальной деятельности

Подготовила:

Сырицкая Н.И.

музыкальный руководитель

  Невозможно переоценить роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. “Музыка - необходимый душевный атрибут человеческого существования”, - так говорил Аристотель. “Дело искусства - сохранять душу”, - это слова нашего современника В. Распутина.

Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка,   постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека,  находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу.

Большие потенциальные возможности патриотического воздействия заключаются в народной музыке и народных традициях. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом белорусского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

Произведения белорусского музыкального творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем. Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. Белорусские песни становятся более понятными, доступными, когда их включают в такую исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах. Широко используются в работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т.д. Белорусскую народную музыку можно использовать при выполнении движений на музыкальных занятиях и в утренней гимнастике, и в повседневной жизни детей.

Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т.п., активно включались в работу и по подготовке к праздникам и развлечениям.

В ряде случаев можно использовать взаимосвязь музыкального и изобразительного искусства. Народная музыка включается в занятия по изобразительной деятельности, когда дети создают декоративные композиции по мотивам народных промыслов. Часто включается и устный фольклор (сказки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки), что обогащает содержательную и образную сторону речи и стимулирует эмоциональные отклики детей, делает процесс восприятия народного искусства более ярким, глубоким и осознанным.

Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.

Источники:

1. Учебная программа дошкольного образования: Учебное издание. –
Минск : Нац. ин-т. образования, 2022. – 480 с. 
2.Анцыпирович, О.Н. Музыкально-эстетическое развитие детей 
дошкольного возраста ( с электронным приложением) : учеб.нагляд. 
пособие для педагогов учреждений дошк. образования / О. Н. Анцыпирович, 
О. Н. Зыль. – Минск, 2012. - 37 с.
3. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. для 
учащихся пед. уч-щ по спец. 03.08. «Дошк. воспитание»/ Н.А. Ветлугина, 
И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. – 3-е 
изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 270 с.: нот.
свернуть