Руководителя физического воспитания

Консультация «Роль воспитателя на занятиях по плаванию»

Роль воспитателя на занятиях по плаванию

Подготовила:

руководитель плавания

Горбач С.С.

     Успешность обучения дошкольников практическим навыкам плавания и степень его оздоровительного влияния, а также развитие гигиенических навыков зависят от того, насколько четко и правильно соблюдаются все основные требования к его организации, обеспечиваются меры безопасности, выполняются необходимые санитарно - гигиенические правила. Организация обучения детей плаванию в детском саду осуществляется в комплексе со всеми многообразными формами физкультурно-оздоровительной работы, так как только в сочетание занятий в бассейне с рациональным режимом деятельности и отдыха детей может дать положительный результат в укреплении их здоровья и закаливании организма. Режим дня, включающий занятия по плаванию предусматривает достаточное пребывание детей на воздухе, полноценное проведение общеобразовательных занятий, приема пищи, сна, всех других форм, физкультурно-оздоровительной и воспитательной работы. Обязательно учитывается время приема пищи. Занятия по плаванию должны проходить не ранее чем через 40 мин после еды.

Подготовка детей к занятиям и их гигиеническое воспитание.

 Гигиеническое воспитание и обучение детей, формирование у них навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране здоровья, способствует правильному поведению в быту, общественных местах, оказывает положительное влияние на результаты многих видов их деятельности в дошкольном учреждении и дома. Гигиеническое воспитание в дошкольном учреждении должно быть неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса. Гигиенические навыки  необходимы ребенку при подготовке к занятиям плаванием.  При обучении плаванию у детей формируются и закрепляются привычки к водным процедурам, потребность в них, положительное к ним отношение, умение самостоятельно осуществлять необходимые действия, связанные с использованием водных процедур. И в связи с этим становятся более прочными гигиенические навыки – чистоплотность, аккуратность.

Развитие гигиенических навыков в процессе обучения плаванию.

Возрастная группа.Гигиенические навыки

Первая младшая

Приучают к выполнению простейших правил. При посещении  учат пользоваться индивидуальными принадлежностями: с помощью взрослых они должны уметь насухо вытираться, переодеваться, аккуратно складывать свои вещи, необходимые для занятий в бассейне, не забывать их убирать и после окончания занятий.

Вторая младшая

Продолжают воспитывать навыки личной гигиены, но все больше привлекают детей к самостоятельному их выполнению. Формируют, закрепляют и совершенствуют у детей навыки и умения самостоятельно раздеваться и одеваться, соблюдая определенную последовательность, аккуратно складывать или вешать свою одежду, ставить на место обувь. Напоминают детям правила мытья под душем перед плаванием, помогают им в этом, учат их самостоятельно вытираться. Сушить и расчесывать волосы.

Средняя

Все гигиенические процедуры дети должны чаще выполнять  без помощи взрослых, более осознанно, а также знать свои личные вещи.

Старшая

Дети должны уметь уже без помощи взрослых мыться под душем, помогать друг другу при одевании и сборе вещей. Следует добиваться от детей умения тщательно, в определенной последовательности вытираться – сначала вытирать голову и лицо, затем шею, уши, руки, туловище ноги.

 Наличие бассейна в детском саду создает возможность привлечь к занятиям плаванием всех детей, начиная с младшего возраста. Обучение детей плаванию представляет собой ряд взаимосвязанных процессов, достаточно сложных в организационном и методическом плане.  И от того насколько правильно распределены обязанности педагогического, медицинского, обслуживающего персонала зависит более эффективная организация занятий по плаванию.

Организация занятий по плаванию в  дошкольном учреждении

   Обучение плаванию проходит в форме групповых занятий по установленному расписанию. Длительность занятий в разных возрастных группах неодинакова. Она устанавливается в зависимости от возраста, периода обучения. В начале обучения занятия короче по времени, затем, по мере освоения детей с водой, их длительность постепенно увеличивается. Также отличается и длительность пребывания в воде в каждой возрастной группе и зависит уже не только от вышеперечисленных причин, но и от того как организована совместная работа всего коллектива образовательного учреждения.

    Большая роль в подготовке и проведении занятий   отводится воспитателям  групп. Они ведут работу в своей группе: следят за выполнением расписания учебных занятий по плаванию и готовят подгруппы к ним, знакомят с правилами поведения в бассейне, учат быстро раздеваться и одеваться. Вместе с медсестрой определяет, кому из детей необходим щадящий режим или освобождение от занятий, поддерживает тесную связь с родителями. Воспитатель  перед каждым занятием проверяет  наличие у детей всех купальных принадлежностей: пакет, плавательная шапка, купальник (трусы), 0банное полотенце, халат, сменное белье. Перед каждым занятием проверяет их наличие, помогает детям подготовить все необходимое. Воспитатель (младший воспитатель) сопровождает детей в бассейн, под его присмотром дети раздеваются, надевают плавательные шапки и готовятся к занятию. Особого внимания взрослых требуют дети младшего возраста. Им необходима помощь и при раздевании, и при одевании, и при мытье под душем, и при вытирании, так как самостоятельно делать это они еще не умеют,  а также при входе в воду и при выходе из нее. Дети младшего возраста плохо еще запоминают свои принадлежности. Поэтому, для того, чтобы ускорить все процессы и не допустить, охлаждения детей и необходима помощь воспитателя (младшего воспитателя). Роль воспитателя очень важна при организации занятий в бассейне и имеет огромное значение для воспитания гигиенических навыков.

Литература:

Учебная программа дошкольного образования/Министерство образования Республики Беларусь 2022г.

"Учимся плавать" / Минск "Адукацыя і выхаванне" 2022

свернуть

Обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода к детям при организации физкультурно-оздоровительной работы

20.12.2022

Обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода к детям

при организации физкультурно-оздоровительной работы

Подготовила:

Берцевич Н.П.

руководитель физического воспитания

Физкультурно-оздоровительная деятельность в дошкольных учреждениях является чрезвычайно важной и первостепенной для обеспечения здоровья детей, следовательно, и для разностороннего развития дошкольника, так как полная реализация ребёнком своих способностей невозможна при нарушениях физического и психического здоровья, имеющих достаточно большое распространение.

За последние десять лет углубленные медицинские осмотры показывают, что большинство детей имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, отмечен рост хронической патологии. При анализе распределения детей по группам здоровья установлено, что наиболее многочисленной является вторая группа, к которой относятся дети, имеющие те или иные морфофункциональные отклонения, а также длительно и часто болеющие (свыше 4 раз в год).

В связи с этим, обеспечение охраны и укрепления здоровья детей дошкольного возраста всегда было приоритетным направлением в работе дошкольных учреждений. При этом важно обеспечить для каждого ребенка благоприятные условия развития с учетом особенностей состояния здоровья. Важнейшую роль в этом процессе играет организация индивидуального подхода к детям в оздоровительной работе.

Традиционно для оздоровления детей в дошкольных учреждениях используется система физкультурно-оздоровительных мероприятий. Особенно необходим индивидуальный подход при организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном возрасте, когда закладываются основы здоровья.

Система физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения представляет собой специально организованный целостный двигательный режим в совокупности с природно-экологическими, психогигиеническими факторами, направленными на укрепле­ние здоровья детей, их полноценное физическое развитие.

Система физкультурно-оздоровительной работы включает следующие группы мероприятий:

  • эколого-гигиенические — влажная уборка помещений; сквоз­ное проветривание и ионизация воздуха; обеспечение норм ос­вещения и вентиляции, а также необходимого температурного режима; подбор комнатных растений, поглощающих вредные химические вещества; использование игрушек из экологически безопасного материала; применение взрослыми косметики, не вызывающей аллергии у детей; экологически чистое окружение для игр и отдыха;
  • физкультурно-оздоровительные — утренняя гимнастика; физкультурные занятия; подвижные игры и упражнения на прогулке; лечебная физкультура (ЛФК) для детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья; физкультминутки на занятиях; закаливание (воздушные и солнечные ванны, водные процедуры); физкультурный досуг; дни здоровья; физкультурные праздники; пешие прогулки; уроки здоровья, направленные на формирование здорового образа жизни; массаж и самомассаж; использование фитотерапии; применение ингаляций по показаниям;
  • психогигиенические — психогимнастика; объявление минут тишины; использование релаксационной музыки во время засыпания; проведение тренинга на релаксацию в игровой форме.

На современном этапе развития педагогической науки реализация индивидуально-дифференцированного подхода считается необходимым условием решения многих педагогических задач, в том числе и в физкультурно-оздоровительной работе дошкольного учреждения.

Индивидуальный подход предполагает осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей воспитанников. Суть этого подхода составляет гибкое использование различных форм и методов воспитания с целью достижения оптимальных результатов по отношению к каждому ребенку.

В существующих условиях (большое число детей в группах) реализация индивидуального подхода сильно затруднена. Осуществлять педагогический процесс с учетом индивидуальных особенностей детей возможно, только группируя детей по каким-либо из этих особенностей. Такой подход часто называют индивидуально-дифференцированным, хотя по своей сущности он соответствует просто дифференцированному.

Дифференцированный подход – это целенаправленное педагогическое воздействие на группы дошкольников, которые существуют в сообществах детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным качествам детей. Такой подход позволяет разрабатывать методы воспитания не для каждого ребенка в отдельности, а для определенных категорий.

Для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода в оздоровительной работе с детьми крайне важна информация о состоянии здоровья. О состоянии здоровья детей судят на основе данных медицинских осмотров и анализа медицинских карт.

Большое значение на практике имеет формирование второй группы здоровья. Дети, отнесённые к этой группе, нуждаются в оздоровительных мероприятиях, так как их функциональные возможности снижены. При отсутствии своевременного врачебного контроля и оздоровительных мероприятий такие функциональные отклонения могут перейти в хроническую форму.

Индивидуально-дифференцированный подход в физкультурно-оздоровительной работе (закаливании, организации щадящего режима и т.д.) с детьми позволяет эффективно решать не только коррекционные задачи, но и профилактические. Растущий организм ребёнка живо реагирует на любые изменения, происходящие во внешней среде. При правильно организованной, целенаправленной физкультурно-оздоровительной работе, рациональном питании и использовании положительного влияния природных факторов модно добиться высочайшего развития всех функций и систем детского организма.

Источники:

1. Бурма, А.В. Дифференцированный подход к старшим дошкольникам как
условие их подготовки к школьному обучению: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 /
А.В. Бурма. СПб., 1992. 217 с

2. Чеменева А. А. педагогические условия моделирования физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста на основе индивидуально-дифференцированного подхода. Н. Новгород., 2004.

свернуть