Процедура аттестации на присвоение квалификационной категории


 

 Аттестация проводится по инициативе педагогического работника либо по инициативе руководителя учреждения образования:

  • по инициативе педагогического работника аттестация проводится на  присвоение педагогической категории.
  • по инициативе руководителя учреждения образования аттестация проводится на  подтверждение  педагогической категории и является обязательной для педагогического работника.

 

Аттестация является обязательной процедурой для педагогических работников системы образования. Она стимулирует рост профессионального мастерства и развитие творческой инициативы педагогов. Аттестация также способствует повышению уровня теоретической подготовки педагогических работников и поддерживает авторитет педагогического звания.

В рамках аттестации педагогических работников определяются уровень их квалификации, результаты трудовой деятельности, деловые и личностные качества. Результаты аттестации являются основой дифференцированной оплаты труда. 

Порядок проведения аттестации регулирует Инструкция о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава), утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь 22.08.2012 № 101, в редакции постановления 26.03.2014 № 20, 26.11.2014 № 163, 20.11.2015 №131, 11.05.2017 № 46, 08.05.2018 № 37, от01.08.2022 №216.

 Аттестационная комиссия

Аттестация педагогических работников проводится в учреждении образования по месту их работы. Для этого создается аттестационная комиссия в составе не менее пяти членов, избираемая на собрании педагогических работников путем тайного голосования. В состав аттестационной комиссии включаются дополнительно по одному представителю администрации и профсоюзного комитета учреждения образования. Лица, которые проходят аттестацию в период работы комиссии, не могут входить в ее состав.

Срок полномочий аттестационной комиссии составляет один год со дня издания приказа о ее создании.

Аттестационная комиссия в соответствии с графиком аттестации производит изучение педагогической деятельности аттестуемого, руководствуясь требованиями квалификационных характеристик, методическими рекомендациями по оценке деятельности педагогических работников.

Дается оценка:

  • педагогической деятельности аттестуемого: знание нормативных документов, которые касаются вопросов образования; основных достижений педагогической и психологической теории и практики; в выполнении государственных программ; оценка качества планирования и проведения различных видов деятельности с детьми;
  • работы педагога над повышением квалификации, профессионального мастерства, самообразованием;
  • для высшей категории – результатов исследовательской работы педагога, внедрения в практику методов и приемов современных образовательных и информационных технологий.

Требования к аттестуемым работникам

 Обязательными условиями допуска педагогического работника к аттестации на присвоение квалификационной категории являются:

  • соответствие полученного образования квалификационным требованиям;
  • наличие стажа работы в должности, по которой аттестуются. Для присвоения второй и первой квалификационных категорий - 2 года, высшей квалификационной категории и квалификационной категории «учитель-методист» - 3 года.

Лица, получившие диплом о высшем образовании с отличием или имеющие академиче­скую степень магистра, допускаются к аттестации на вторую квалификационную категорию при наличии стажа работы в соответствующей должности 1 год. Если работнику присуждена ученая степень или присвоено ученое звание, то он допускается к аттестации на первую квалификационную категорию при наличии стажа работы на соответствующей должности 1 год, а на высшую категорию — 2 года со дня присвоения предыдущей категории.

Процедура аттестации не должна превышать 3 месяцев со дня подачи педагогическим работником заявления в атте­стационную комиссию.

Квалификационный экзамен и аттестационное собеседование

Для претендентов на высшую категорию аттестация складывается из квалификационного экзамена и аттестационного собеседования. Квалификационный экзамен предшествует собеседованию.

Порядок проведения аттестации  педагога на категорию

Аттестационная комиссия в соответствии с графиком аттестации:

  • наблюдает на образовательным процессом;
  • анализирует результаты деятельности педагога, и делает вывод об уровне сформированности представлений, умений и навыков у воспитанников;
  • анализирует деятельность аттестуемого по совершенствованию своего педагогического мастерства, повышению профессионального уровня ( повышение квалификации, методическая, инновационная деятельность, самообразование);
  • проводит предварительную беседу по вопросам подготовленности аттестуемого к аттестации.
  • проводит аттестационную беседу, где сопоставляются оценочные мнения администрации, членов комиссии и аттестуемого, делаются выводы об эффективности результатов его педагогической деятельности, морально-личностных качеств педагога, обсуждаются перспективы профессионального роста и повышения квалификации.

В рамках аттестации педагог должен:

  • подготовить и провести открытый просмотр образовательной деятельности с воспитанниками;

на вторую категорию – представить к аттестационной беседе отчёт по теме самообразования;

на первую категорию – представить к аттестационной беседе педагогическое портфолио (в электронном или печатном варианте);

на высшую категорию – сдать квалификационный экзамен, получив направление аттестационной комиссии. Представить аттестационной комиссии свой опыт работы в виде методических разработок по предмету (обобщить свой опыт работы, наглядно его оформить).