Нравственно-патриотическое воспитание ребенка в семье
Подготовила;
воспитатель
дошкольного образования
Карней В.И.
Структура понятия патриотизма определяется через следующие взаимосвязанные компоненты: знаниями об истории своей страны, духовных и культурных традициях и достижениях ее многонационального народа; эмоционально-ценностный, характеризующийся любовью к Родине, уважением к своему народу, стремлением принимать судьбу отечества как свою личную; регуляторно-волевой, обеспечивающий укорененность в духовных и культурных традициях своего народа, деятельность на основе понимания ответственности за настоящее и будущее своей страны.
В дошкольном возрасте развитие патриотических чувств и представлений происходит в рамках «родовой формации» (по В.С. Соловьеву), связанной с влиянием семьи и родственного окружения. Очевидно, что патриотические идеи и ценности не могут существовать для ребенка в абстрактной форме. Семья хранит и передает определенные национально-культурные традиции, в осознании принадлежности к которым «находятся корни духовности, нравственности, гражданственности и самобытности личности» (Н.В. Микляева). Любовь к своим родителям, нравственные отношения в кругу семьи, уважение к своему роду являются основой становления человека-патриота. По замечанию И.А. Ильина, недостаточное нравственное воспитание ребенка в семье приводит к духовному кризису, деформации и ослаблению социально-экономических и культурных основ развития общества и государства. Процесс патриотического воспитания в дошкольном детстве естественным образом связан с нравственным становлением личности ребенка, в связи с этим в отношении дошкольников уместна терминология «нравственно-патриотическое» воспитание;
Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения – приоритетное направление современной образовательной политики. Проблема воспитания личности, укорененной в национальной культуре, ответственно относящейся к судьбе своей страны, рассматривается как условие стабильного развития общества, идущего по пути модернизации и социальноэкономических преобразований, его способности противостоять внешним вызовам.
Нравственно-патриотическое воспитание включает целый комплекс задач:
— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому; — воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к национальным белорусским традициям и промыслам;
— расширение представлений о городах Беларуси; своем городе;
— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности в условиях дошкольного учреждения: при непосредственно-образовательной деятельности, в играх, в труде, на прогулке, в быту, воспитывая в ребенке не только патриотические чувства, но и формируя его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Как же приобщить детей к нравственно-патриотическому воспитанию в семье?
- Расскажите, что семья и дом – это очень важные ценности в жизни каждого человека. Расскажите о традициях своей семьи, своих близких друзей. Предложите ребенку сначала построить дом из конструктора, деревянных кубиков. Когда дом построен, поиграйте вместе с ребенком в «новоселье», разместите кукол, зайчиков, мишек. Посмотрите, прочно ли построен дом, красив ли, удобен ли для жилья.
- Знакомство дошкольников с родным городом является непростой задачей, потому что маленькому ребенку трудно представить устройство большого города, историю его возникновения, достопримечательности. Рассказывайте ребенку сначала о семье, улице проживания, потом о детском саде, микрорайоне, затем о городе, стране.
- Приучайте ребенка бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам. Объясните ему, что в каждую вещь вложен труд многих людей. Постарайтесь развивать интерес к содержанию книги. Сходите с ребенком в библиотеку и посмотрите, как там хранят книги. Игровой прием «как в библиотеке» поможет приучить ребенка к бережному отношению к книге.
- Воспитывайте у ребенка уважительно-бережное отношение к хлебу. Понаблюдайте за тем, как привозят и разгружают хлеб. Расскажите, как выращивают хлеб, сколько труда в него вложено.
5 . Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете, какую пользу приносит ваш труд людям, Родине. Расскажите, что вам нравится в вашем труде.
- Игра учит наблюдательности, помогает формировать представления об окружающем. Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложите ему поиграть в игру «Кто больше заметить интересного?», «Давай рассказывать друг другу, кто больше заметит интересного на нашей улице. Я вижу, что машины убирают улицу. А что ты видишь?». Дома предложите ребенку нарисовать, что больше всего понравилось.
- Любовь к Родине – это и любовь к природе родного края. Общение с природой делает человека более чутким, отзывчивым. Проезжая мимо полей, садов, виноградников нашего края, остановитесь, расскажите о том, что земля Краснодарского края очень плодородна, много разнообразных культур растут на ней и дают хорошие урожаи. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг», «бережное отношение к хлебу» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Таким образом, подводя итоги можно сказать, что нравственн-патриотическое воспитание дошкольников является важнейшей частью общего воспитания молодого поколения, и вы, уважаемые родители способны воспитать достойного человека!
Источники:
- Бородина, Е. Н. Наследие: методические рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию детей в художественно-игровой деятельности / Е. Н. Бородина. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2016. – 115 с.
- Ермакова, Т.В. Воспитание чувств патриотизма у дошкольников [Текст] / Т.В. Ермакова. – М.: Просвещение, 2014. – 68 с